Осколок Британской империи
Недавно гибралтарцы построили искусственный бетонный риф, дабы искоренить то, что считают испанским рыбным браконьерством. Этим было положено начало ссоре Испании и Великобритании. Мадрид ввёл дотошный погранконтроль на границе: теперь машины стоят в таможенных пробках по три и даже по шесть часов. Мало того, Испания угрожает наложить пограничную «плату за вход»: 43 фунта (полсотни евро) с носа за «туда» и столько же за «обратно». Это напоминает услуги того араба в Египте, который за доллар помогает туристу влезть на верблюда, а потом берёт деньги и за слезть. Лондон же инициировал проведение крупных военно-морских учений у южной оконечности Пиренейского полуострова, вслух, впрочем, отметив, что манёвры эти давно запланированы.
Как можно узнать из западных СМИ, конфликт стартовал в конце июля. 24-го и 25-го числа в заливе Альхесирас было сброшено в воду семьдесят железобетонных блоков. Из блоков торчат концы арматурных прутьев — метра полтора длиной. По сути, это искусственный риф, блокирующий проход испанских рыболовных судов.
Испания ответила затяжными проверками у границы. В очереди машины простаивают по три-шесть часов, отмечают британские газеты. Водители жалуются на то, что таможенники будто бы ищут контрабанду.
Затем испанский министр иностранных дел Гарсиа-Маргальо заявил, что Испания планирует ввести налог на пересечение границы с Гибралтаром. Ставка налога — 50 евро (43 фунта). Налог, как пишут в прессе, призван компенсировать финансовые потери испанских рыбаков. Кроме этого, испанцы попугали Британию жалобой в Организацию Объединённых Наций.
Из Лондона поступили ответы. На Даунинг-стрит назвали пограничные меры Мадрида непропорциональными и политически мотивированными, потом пригрозили обращением в Европейский суд, а позднее, 12 августа, десять кораблей Королевского военно-морского флота из Плимута и Портсмута направились к Гибралтару в рамках неких «рутинных» плановых учений. Правда, публично было заявлено, что об этих манёврах Испания была извещена загодя. В прессе также пишут, что Великобритания собралась защищать Гибралтар «как Фолклендские острова». Неудивительно поэтому, что Аргентина в этой геополитической ссоре проявила солидарность с Испанией…
Сами жители Гибралтара испанцами быть не желают. Это показал ещё референдум 1967 года: 12138 гибралтарцев проголосовало против перехода под испанский суверенитет, и только 44 выступило «за». Позднее референдумы повторялись; кончались они с аналогичным результатом. А уж сегодня, когда в Испании массовая безработица и свирепствует кризис, в испанцы на полуострове и вовсе никто не рвётся.
Гибралтарцы хотят быть британскими подданными, по-прежнему почти не платить налогов (там фактически оффшор: единый 10-процентный налог для иностранных компаний, процветающие сетевые казино, банковские и финансово-консалтинговые учреждения) и пользоваться военной защитой Соединённого Королевства. Ещё они желают свободного передвижения в сторону Испании. Многие испанцы, кстати, работают в Гибралтаре: таких найдётся немало — примерно тысяч десять.
Фиона Гован («The Telegraph») отмечает, что многие люди у границы теперь бросают свои машины и идут через границу пешком. Пробки у испанской границы не кончаются.
Около 10000 испанцев пересекают эту границу каждый день, отправляясь на работу в самоуправляемую британскую заморскую территорию, имеющую площадь всего в 2,6 кв. мили и населяемой около 30000 чел. Очереди у границы впервые сформировались во вторник на этой неделе с утра, примерно с половины десятого. К середине того дня машины уже простаивали по пять часов.
Гибралтарцы считают, что «проверки» на границе — ответная мера Испании, предпринятая в знак протеста против создания искусственного рифа в водах Гибралтара, которые являются предметом спора из-за прав на рыбный промысел.
Фабиан Пикардо, главный министр Гибралтара, обвинил испанское правительство в том, что оно новым скандалом отвлекает внимание от собственных внутренних проблем. Испанское правительство обвиняется в коррупции, и эти обвинения затрагивают и самого господина Рахоя (испанского премьер-министра), сказал политик «Sky News».
Интересно, что партия ERC, призывающая к проведению референдума о независимости Каталонии, выразила солидарность с самоопределяющимся Гибралтаром.
Пирс Иди («Mirror») сообщает, что Европейская комиссия планирует отправить группу следователей к границе Гибралтара в ближайшие две недели. Их цель — наблюдать за «новыми элементами управления». Запланированное следствие является реакцией ЕС на жалобы, поступившие от нескольких депутатов Европарламента, а также от граждан ЕС, недовольных длительными задержками на границе.
30000 жителей британской заморской территории цепляются за свои британские корни, напоминает журналист. Валюта фунт, красные почтовые ящики, узнаваемые британские магазины и банки, английский язык — всё это наследие давних связей Гибралтара с Англией. Результаты нескольких референдумов в Гибралтаре, проводившихся на протяжении многих лет (последний — в 2002 году), свидетельствуют о желании подавляющего большинства населения относиться к британской короне.
Саймон Дженкинс («The Guardian») имеет особенную точку зрения на вопрос.
Обозреватель считает, что претензии Великобритании на Гибралтар, этот обломок империи, в международном праве — пустой звук. В настоящее время они совершенно ненормальны. Конечно, люди, живущие в колониях, имеют право на своё мнение, однако это их право никогда не переопределит политической реальности.
Дело в том, что жители этой «колонии» утверждают, что они «больше британцы, чем сами британцы». Тем не менее они почти не платят налогов Великобритании и выступают в качестве налоговых убежищ при переводах денежных средств из Великобритании. Гибралтар особо специализируется на азартных играх в Интернете. «Колония» заявляет о преданности короне, но не её казне или её финансовой полиции. Не желая платить налогов, они желают, чтобы корона отправляла солдат или дипломатов к ним на помощь.
Впрочем, и решение Испании о введении «платы за вход» в 43 фунта тоже никуда не годится. Это чрезмерно, отмечает журналист. Пограничные «ограбления» контрпродуктивны и чем-то напоминают неуклюжую аргентинскую попытку высадиться на Фолклендах.
Журналист спросил одного гибралтарца, утверждавшего, что он «на 150% британец», почему он не должен платить все британские налоги. Тот ответил так: «Почему я должен платить людям за тысячи километров?»
Если жители Гибралтара, считает автор статьи, не принимают налогов и финансовой дисциплины, принятой в большинстве европейских стран, в то время как их бизнес связан с Европой, они вряд ли могут ожидать, что одно государство ЕС защитит их от другого. Шестичасовые очереди в Ла-Линеа — небольшая плата за отказ присоединиться к реальному миру, иронизирует Дженкинс.
Что касается учений и вообще угрозы войны между Испанией и Британией, о которой тоже пишут в западных СМИ, то это — из области фантастики. Тем паче если морские учения и впрямь запланированные, а скандал затеян лишь ради того, чтобы отвлечь внимание испанцев от коррупции в родном правительстве…
Обозревал и переводил Олег Чувакин
Источник: topwar.ru.
Рейтинг публикации:
|