Холодная война закончилась, но Россия по-прежнему серьёзно относится к Арктике. Российские атомные подводные лодки по-прежнему плавают подо льдами там, где дизельные подводные лодки Канады не могут рисковать.
Россия намерена преобразует своё арктическое побережье в коммерчески жизнеспособную альтернативу Суэцкому каналу. В 2011 году президент Владимир Путин сказал: «Я хочу подчеркнуть важность Северного морского пути как международной транспортной артерии, которая будет конкурировать с традиционными торговыми маршрутами в смысле тарифов, безопасности и качества».
Россия использует ледоколы для сопровождения торговых судов, и взимает за эту услугу плату. В 2007 году она заложила «50 лет победы» — атомный гигант, способный проламывать 2,5 метра льда.
Канадские дизельные ледоколы намного старше и меньше. Хотя на их переоснащение из бюджета и были недавно выделены какие-то деньги, пока нет никаких планов на постройку хотя бы одного нового судна. Канадские ледоколы, как правило, не используются для сопровождения торговых судов в Арктике, а когда это происходит, то платы за амортизацию нет.
Россия строит 10 поисково-спасательных станций в Арктике — каждая со своими собственными кораблями и летательными аппаратами. Станции будут дополнять ледоколы с их бортовыми вертолётами ряд военных баз.
А поисково-спасательных летательных аппарата Канады в Арктике нет ни одного. Вертолёты и 45-летние самолёты Геркулес перебрасываются из более южных районах Канады. Были попытки обеспечить замену самолетов, начавшиеся в 2002 году, но опять же, но ни один строительный контракт так и не был подписан.
Россия имеет в Арктике 16 глубоководных портов. Единственный арктический порт у Канады находится в Черчилле, около 2000 километров к югу от Северо-Западного прохода. План превратить заброшенный причал на Баффиновой Земле в круглогодичную военно-морскую базу был сначала отсрочен, а затем отложен в долгий ящик.
Сочетание таяния льдов и государственных инвестиций со стороны России недавно привело к десятикратному увеличению судоходства по Северному морскому пути, когда за прошлый год по нему прошли более сорока (в основном навалочных судов и нефтяных танкеров) крупнотоннажных судов.
Двадцать процентов своего ВВП Россия генерирует в Арктике, в основном, от нефти и газа, которые всё чаще обнаруживаются и извлекаются при помощи иностранного капитала.
В 2010 году китайское правительство дало российским государственным компаниям Транснефть и Роснефть $25 миллиардов на строительство нефтепровода из Сибири в Китай. Трубопровод уже перекачивает 300 тысяч баррелей в день. Ранее в этом году Китай ссудил Роснефти ещё $60 миллиардов, чтобы она могла разрабатывать шельфовые месторождения Арктики. Одновременно с этим Роснефть организовала совместное предприятие с ExxonMobil, которое предусматривает инвестиции в размере до $500 миллиардов в арктический шельф, в то время как Газпром подписал аналогичное соглашение с Royal Dutch Shell.
В канадской Арктике бурения не происходит с 2006 года. Частью причин этому является неадекватная инфраструктура: у Канады отсутствуют какие-либо дороги или трубопроводы к её северному побережью, а также какие-либо возможности справиться с крупным разливом.
Зная, что нефтяные компании не будут бурить в оспариваемых водах, Россия недавно заключила договор о границе с Норвегией, решив, таким образом, спор о богатого углеводородами куска дня размером в 175 тысяч квадратных километров.
Через свою готовность «ловить момент» Москва стала предпочтительным партнёром Вашингтона по проблемам Арктики. Вместе эти две страны провели переговоры по проблемам поиска и спасения, безопасности судов, ликвидации нефтеразливов и проблемам рыбохозяйства.
Канада была низведена до второго яруса в дипломатии Арктики — она подписывает соглашения, которые создали другие. И в России, и в Канаде некоторые политики используют Арктику для стимулирования национальной гордости. В 2007-м заместитель председателя Думы России опустился на 4000 метров, установив на дне дне океана на Северном полюсе свой флаг. Один из ученых, задействованный в операции, позже описал это как «рекламный ход».
На публике премьер-министр Канады Стивен Харпер утверждает, что Арктический суверенитет вопрос «используй, или потеряешь». В частном порядке, по данным обнародованной Wikileaks дипломатической переписке, он настаивает, что «У Канады хорошие рабочие отношения с Россией по Арктике», и что «нет никакой вероятности начала между арктическими государствами войны».
В отличие от Харпера, Путин не видит причин скромничать.
В 2010 году он заявил журналистам: «Хорошо известно, что в одиночку в Арктике нельзя выжить. Очень важно сохранять Арктику как регион мира и сотрудничества», имея в виду, что Арктика открыта для бизнеса. Что ж, по крайней мере, российская её часть. Источник: mixednews.ru.
Рейтинг публикации:
|