Пьер Алонсо (Pierre Alonso)
© AFP 2013 Karl-Josef Hildenbrand
Только этого нам не хватало. Местные ответвления «Аль-Каиды» и прочие симпатизирующие террористам уже давно завели аккаунты в Twitter. Сомалийские боевики выложили в сети фотографию убитого бойца спецподразделения, которому не удалось освободить захваченного в плен агента французской разведки Денни Аллекса (Denis Allex). В племенных зонах на территории Афганистана и Пакистана талибы регулярно бросают вызов силам коалиции, вступая с ними в «твит-бои». «Аль-Каида в исламском Магрибе» решила последовать этому примеру: вот уже несколько месяцев эта группировка пишет сообщения на арабском, английском и (пусть и не самом лучшем) французском на своей странице Andalus-Media. Кроме того, она даже организовала нечто вроде пресс-конференции в Twitter.
Помимо Twitter, исламисты активно пускают корни и в Instagram. По крайней мере, именно это утверждают в израильском исследовательском центре Memri, который внимательно следит за любыми движениями в сети. В одном из отчетов эксперты высказывают опасения по поводу растущего использования этой социальной сети радикалами.
За четыре месяца наблюдения рост их активности достиг поистине «феноменальных» масштабов, утверждает автор исследования. Как обычно, сотрудники Memri отправились в дебри Instagram в поисках апологетов джихада. Несколько месяцев назад этот же самый центр назвал Dailymotion «рассадником исламистских видео», с чем руководство самого сайта, разумеется, несогласно.
Djihadigram
Что касается Instagram, эксперты утверждают, что им удалось обнаружить немало аккаунтов, которые прославляют Усаму бин Ладена, Анвара аль-Авлаки (ликвидированный с беспилотника лидер «Аль-Каиды» на Аравийском полуострове«), Абу-Яхью аль-Либи (некогда второй человек в «Аль-Каиде», также убит с беспилотника) и т.д. Впоследствии большая часть отмеченных аккаунтов была удалена.
Как бы то ни было, приток исламистов в социальные сети беспокоит не только внешних наблюдателей: нередко он становится причиной серьезной внутренней напряженности.
Должны ли радикалы писать в твитах свои угрозы, лайкать фотографии погибших в бою мучеников или использовать фильтр lo-fi, выкладывая снимки Усами бин Ладена? Может быть, им нужно довольствоваться тем, чтобы нести слово на форумах? Один из главных идеологов «Аль-Каиды» на Аравийском полуострове" Абу Саад аль-Амили выступает за старую школу.
В своем очерке по поводу онлайн-исламизма он стремится призвать всех к порядку: хватит «твитить», лучше идите на форумы! Среди причин упадка форумов аль-Амили называет миграцию исламистов в социальные сети после закрытия ряда ресурсов. Одно время это было необходимо, однако такая тенденция слишком сильно ослабляет интернет-движение, чтобы стать новым стандартом международного киберисламизма, уверен он.
Исламисты развернули деятельность в сети еще в конце 1990-х годов. «Аль-Каида» и ее региональные ответвления сформировали собственные «бренды», которые служили своего рода официальной печатью для их пресс-релизов: As-Shahab для центральной «Аль-Каиды», Al-Andalus Foundation для «Аль-Каиды в исламском Магрибе», Al-Malahem для «Аль-Каиды на Аравийском полуострове» и Al Furqan для «Аль-Каиды в Ираке». «Параллельно с этим сформировались смежные бренды, и в первую очередь GIMF, The Global Islamic Media Found, нечто вроде исламистской экспертной группы», — объясняет Доминик Тома (Dominique Thomas) из Института ислама и обществ мусульманского мира.
Специалист по радикальному исламизму Марк Тредивик (Marc Trévidic) считает, что толчком к активизации фундаменталистов в сети послужила война в Ираке, когда «вооруженные камерами группы пытались заснять бесчинства, чтобы затем выложить эти кадры в интернет. Джихад велся на все 100% как в городах, так и в сети».
Как бы то ни было, несколько серьезных ударов со стороны спецслужб охладили их пыл. Один из главных форумов Al Fallujah на время закрылся, а затем продолжил работу с некоторыми изменениями в интерфейсе... Однако пользователи посчитали все это чересчур подозрительным и массово покинули сайт, что в конечном итоге привело к закрытию в 2010 году.
Интернет-исламисты тоже думают об информационной безопасности. Они даже создали специальный исследовательский и технический центр, которому была поручена разработка зашифрованных программных решений. Самую известную из этих программ Moujahideen Secret, недавно заменили на признанную более надежной Chat Secret. Безопасность у кибер-радикалов отнюдь не на последнем месте.
Поколение Facebook
Абу Саад аль-Амили, который столь активно выражал недовольство по поводу дезертирства с форумов, уверяет в своей публикации, что для защиты анонимности пользователей используются все доступные средства. В отличие от социальных сетей, где у них нет никакого контроля. «Там мы всего лишь гости, потому что этими сайтами руководят наши враги», — утверждает он. То есть использование сервисов калифорнийских стартапов едва ли можно назвать чем-то самим собой разумеющимся, если вы исламист.
«Подобно некоторым салафитским микросообществам на Западе, они создали своего рода пузырь в окружении неверных, — объясняет Доминик Тома. — Это исламо-совместимый пузырь, который соблюдает религиозные принципы. Любого, кто не соответствует им, изгоняют».
Сегодня споры вокруг «халяльности» сетей остались в прошлом. Возможно, это доказывает то, что исламисты готовы изменить свою идеологию из прагматизма? «Исламские радикалы — это революционеры, которые применяют имеющиеся у них в распоряжении технические возможности: для построения исламского государства все или почти все средства хороши», — говорит Доминик Тома.
Цифровое пространство больше не является некой внешней средой. Новое поколение (люди 25-35 лет) сделали интернет неотъемлемой частью своей чрезвычайно консервативной концепции общества. В Тунисе, где Facebook завоевал огромный успех, группа «Ансар аш-Шариа» активно пользуется им для пропаганды. «Подобно шейхам "Лондонстана" в 1990-х годах они снимают проповеди и выкладывают их в интернет, чтобы охватить широкую аудиторию», — продолжает эксперт.
Пропаганда — это главная цель «информационного джихада». Выражение появилось в середине 2000-х годов, когда второй человек в «Аль-Каиде» аз-Завахири рекомендовал лидеру иракского ответвления организации покончить с видео, на которых жертвам отрубают голову: «Мы можем просто расстрелять пленных: цель будет достигнута, не вызвав при этом ненужных вопросов».
Айман аз-Завахири (с тех пор он сменил бин Ладена во главе организации) подкрепил свои рекомендации следующей фразой, которую можно считать рождением «информационного джихада»: «Мы ведем битву, и больше половины этой битвы разворачивается на информационной арене».
Как считает бывший сотрудник контрразведки и преподаватель парижского Института политических исследований Филипп Миго (Philippe Migaux), эта «битва» преследует пять главных задач: создание угрозы для врага с помощью пропаганды, подготовка операций, передача информации, идеологическая и военная подготовка, вербовка сторонников. «Сетевой джихад служит для распространения террора», — заявил на конференции в марте этого года Филипп Миго, по мнению которого, кибертеракт масштабов 11 сентября представляет собой плод излишне бурной фантазии.
По словам Доминика Тома, в настоящий момент эксперты рассматривают методы «информационного джихада» — средства проведения разрушительных кибератак. В настоящий момент ничего подобного не произошло, и ничто не указывает на то, что эти группы обладают должными техническими возможностями. Пока что исламисты всего лишь отправляют твиты или разрабатывают онлайн игры, чтобы поквитаться за французскую операцию в Мали.
Оригинал публикации: Le djihad des digital natives Источник: inosmi.ru.
Рейтинг публикации:
|