В июле Россия провела крупнейшие внеплановые военные учения со времен распада СССР. В так называемой проверке готовности на Дальнем Востоке страны участвовали до 160 тысяч солдат. На масштабных маневрах в Сахалине и в Забайкалье присутствовал верховный главнокомандующий – президент Владимир Путин. В отличие от предыдущих подобных мероприятий (неожиданные проверки готовности постоянно проводятся в российской армии с февраля этого года), дальневосточные учения получили широкую огласку, и российское правительство активно рекламировало их на международной арене. Одновременно была опубликована первая информация о новом бюджете на 2014-2016 годы. Заметно растут в нем только расходы на национальную оборону: за ближайшие три года они должны увеличиться на 63% и достичь в 2016 году 105 миллиардов долларов. Это 22% расходной части бюджета. По данным опросов, которые были опубликованы 11 июля сравнительно независимым от Кремля «Левада-Центром», все больше россиян поддерживают прогрессирующую милитаризацию страны. В свете этого народного одобрения модернизация российской армии превращается в бесспорный приоритет государственной политики. Военные учения как тренировка и пропаганда
Проверка готовности Вооруженных сил Российской Федерации, прошедшая на Дальнем Востоке, стала самыми крупными внеплановыми учениями за всю историю РФ. В ней были задействованы силы и ресурсы Центрального и Восточного военных округов (5 сухопутных армий и одна воздушная армия), Тихоокеанского флота и подразделений стратегической и транспортной авиации, базирующихся в Центральном военном округе (всего 160 тысяч солдат, 5 тысяч единиц боевой техники, 130 самолетов и вертолетов и 70 военных кораблей и вспомогательных судов). Маневры проводились на 17 испытательных полигонах в обоих вышеназванных округах, а также в Японском и Охотском морях. Для участия в них солдат перебрасывали по железным дорогам и по воздуху на расстояния от 1000 до 3000 миль.
По утверждениям российских СМИ, адресованным также и внешней аудитории, проверка готовности стала кульминацией идущего в этом году в российской армии процесса улучшения подготовки. К концу маневров было объявлено, что в запланированных на сентябрь российско-белорусских учениях «Запад» будут участвовать «всего» 12 тысяч солдат. На территории всей Российской Федерации проходит череда внезапных учений (в частности, в последние дни они прошли у дивизий Ракетных войск стратегического назначения и у горно-стрелковых бригад). Также ведется подготовка к большим учениям в европейской части России, о которых традиционно объявляют за год. Пик учений ожидается во второй половине августа и в сентябре. Пока неизвестно, насколько правительство намерено предавать эти проекты гласности и использовать их как дипломатическое оружие в отношениях с соседями. Военные расходы – ключевая статья российского бюджета
С 10 июля публикуется информация о новых бюджетных прогнозах на 2014-2016 годы, хотя новости об этом пока заслоняются вышеупомянутыми учениями. Несмотря на общую тенденцию к сокращению расходов на фоне снижения темпов экономического роста, а также отмену небольшой части ассигнований, ранее выделенных на покупку нового вооружения и военной техники на период после 2016 года и доходящих до 3 миллиардов долларов за три года, российские военные расходы будут продолжать расти, как это и было запланировано в предшествующие годы. Оборонный раздел федерального бюджета, из которого Министерство обороны получает примерно 90% средств, оценивается в 78,7 миллиарда долларов на 2014 год, 96,4 миллиарда долларов на 2015 год и 105,2 миллиарда долларов на 2016 год (перевод в доллары осуществляется по текущему курсу, за 2013 год с учетом колебаний курсов сумма составит 64-70 миллиардов долларов). Для сравнения, расходы на другие «силовые ведомства» (раздел «Поддержание правопорядка и безопасности»), ранее росшие аналогичными темпами, увеличатся за тот же период всего на 9%. Помимо военных расходов предполагается увеличивать только финансирование подготовки к Олимпийским играм 2014 года в Сочи и к предстоящему в 2018 году Чемпионату мира по футболу, а также расходы на модернизацию железнодорожной инфраструктуры, которую, как следует отметить, активно используют военные. Ассигнования на другие цели будут удерживаться не выше текущего уровня.
По словам Алексея Кудрина, долгое время занимавшего пост министра финансов и ушедшего в отставку в знак протеста против роста военных расходов, оборона – единственная статья бюджета, растущая не только в рамках бюджета (доля военных расходов в бюджете, составляющая на этот год 15,7%, должна возрасти к 2016 году до 22%), но и в процентах от ВВП. Сейчас они составляют около 3% от ВВП, но при сохранении нынешних темпов должны дойти к 2016 году до примерно 4%. Нужно заметить, что в течение как минимум десятилетия рост военных расходов шел пропорционально росту валового внутреннего продукта, и средства, отпускаемые на оборону, колебались где-то в районе 3% от ВВП.
Общественная поддержка милитаризации растет
Стоит подчеркнуть, что политика наращивания военной мощи пользуется явной поддержкой общества. Согласно данным опроса, проведенного «Левада-Центром», 46% респондентов поддерживают рост военных расходов, даже если он замедлит темпы экономического роста. 41% опрошенных высказался против. Предыдущий такой опрос проводился в 1998 году. Тогда 35% поддержали увеличение расходов, а 53% - нет. Российское общество также все сильнее поддается пропаганде, которая говорит о растущей военной угрозе России. Количество респондентов, которые считают, что внешние угрозы важнее внутренних проблем, возросло до 23% (с 13% в 1998 году). 32% респондентов также убеждены, что военная мощь для России важнее экономической (в 1998 году так считали 22%). Вероятно, в дальнейшем эти тенденции будут проявляться еще более явственно и прекратятся, только если стандарты жизни в России значительно снизятся.
Выводы
Неожиданные проверки боеготовности российской армии, подчеркнуто проводящиеся при участии президента Путина, – явный сигнал, демонстрирующий значимость, которая придается сейчас военным вопросам. Наглядные демонстрации эффективности вооруженных сил в первую очередь следует воспринимать как оправдание продолжающегося роста расходов на их модернизацию. Соответственно, можно предположить, что эта военная реформа (т. е. модернизация ВС РФ и оборонной системы ) в обозримом будущем будет продолжать осуществляться в своей нынешней форме, несмотря на заметное снижение темпов экономического роста.
Военные учения, представляемые СМИ как источник гордости для среднего россиянина, также служат способом формировать общественное мнение. Отношение российского общества, для которого армия остается одним из важнейших элементов государственности и исторической традиции (вооруженные силы – один из немногих элементов государственной структуры, пользующихся в народе уважением и доверием), способствует дальнейшей милитаризации России. По-видимому, эта тенденция будет сохраняться и эксплуатироваться независимо от того, в руках у каких политических сил будет находиться власть в России.
Оригинал публикации: The Russian Army - The Priority for Putin's Third Term
Вооруженные силы состоят из Сухопутных войск и Военно-воздушных сил. Сухопутные войска состоят из 9 боевых бригад (2 танковых, 4 пехотных и 3 альпийских (горно-пехотных)), а также из вспомогательных бригад и соединений, учебных соединений. ВВС Швейцарии включают в себя эскадрильи истребителей, вертолетные соединения, соединения наземного ПВО, авиационные базы и обслуживающий персонал.
Вооруженные силы Швейцарии организованы на основе смешанного армейско-ополченческого принципа. Служба в вооружённых силах обязательна для всех граждан мужского пола и обычно составляет 260 дней, распределенных на 10 лет.
18 мая 2003 г. граждане Швейцарии проголосовали за принятие военной реформы, названной «Армия-XXI». В соответствии с этой реформой, вооружённые силы должны значительно сократиться в размере. Начиная с января 2004 года, количество личного состава вооружённых сил сокращены с 524 до 220 тысяч человек, включая в это число и 80 тысяч резервистов. В промежутке между 2004 и 2011 годами ожидается сокращение более чем 2000 гражданских служащих.
Вооруженные силы Швейцарии состоят также из более чем 3600 профессиональных служащих, половина из которых — инструкторы или офицерский состав, остальная же часть — контрактные служащие или добровольцы.
Все мужчины, имеющие гражданство Швейцарии в возрасте от 19 до 31 года, признанные медицинским советом годными к военной службе, обязаны пройти службу в Швейцарских вооруженных силах. Хотя призыв возможно отложить до окончания обучения в старшей школе, служба в вооружённых силах должна быть пройдена независимо от времени и факта поступления в высшее учебное заведение страны. Решение о годности к службе принимается медицинским советом после прохождения рекрутом серии медицинских, физических и психологических тестов.
Медицинский совет может принять следующие решения:
полностью годен к службе — рекрут признан годным по всем параметрам и определяется в войска для несения военной службы;
условно годен к службе — по ряду причин, рекрут признан не годным к военной службе, но годным к службе в соединениях Гражданской обороны (нем. Zivilschutz, фр. Protection Civile)
не годен — рекрут не будет проходить ни военную службу, ни службу в гражданской обороне.
Важно отметить, что так называемая Гражданская служба (нем. Zivildienst, фр. Service Civil) является эквивалентом альтернативной службы в вооружённых силах. Чтобы определиться на гражданскую службу, рекрут должен заранее подать прошение о направлении на гражданскую службу, а затем быть признанным полностью годным к службе во время постановки на воинский учёт. В случае условной годности, рекрут направляется в Гражданскую оборону, а не на гражданскую службу. Гражданская служба в 1,5 раз длиннее военной (в среднем 390 дней вместо положенных 260 для рядовых солдат).
Обычно рекруты проходят подготовку на родном языке. Однако ретороманцы, в силу своей малочисленности, проходят подготовку и службу на немецком языке.
Для справки/сравнения:
Швейцария располагается на материке Европа и занимаемая территория Швейцарии составляет 41290. Численность населения Швейцарии составляет 7783000 человек. = (площадьШвейцариименьшеплощадиМосковской области)
Площадь ХМАО-Югры составляет 534 800 км2, что превосходит по своим размерам административные образования Европейской части России и государства Европы, за исключением Украины и Франции.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+