На фоне взбудораживших мир событий последнего времени визит госсекретаря США Джона Керри в Пакистан 1 августа прошёл вроде бы незаметно. События же, ему предшествовавшие и за ним последовавшие, не могут не поразить воображение.
Сначала дружные массовые побеги в течение нескольких дней (22-30 июля) из тюрем Ирака, Ливии и Пакистана более 2000 заключенных. Среди бежавших – немало «особо опасных исламистов», освобождённых их собратьями по оружию (тюрьмы пали, взятые штурмом; об успехе этих операций рапортовали лица, сделавшие заявления от имени «Аль-Каиды» и Движения талибов Пакистана). Затем 2 августа Госдепартамент США выступил с предупреждением в адрес американских граждан об опасности путешествий по миру ввиду возникновения террористической угрозы глобального характера и объявил о закрытии 21 посольства и консульства США. Жить под этой угрозой, как предупредил Госдеп, предстоит до 31 августа. Американские законодатели уже приравняли уровень угрозы к взрывам в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года. Наконец, 3 августа о существовании глобальной угрозы безопасности объявил Интерпол.
Как связаны визит Керри в Пакистан и сопутствующий ему грозный международный фон?
Джон Керри прилетел в Пакистан день спустя после того, как там был избран новый президент страны Мамнун Хуссейн. И буквально за несколько часов до выборов президента произошло одно из тех событий, которое как раз послужило поводом для властей США объявить о возникновении всемирной террористической угрозы, а именно: пакистанские талибы взяли приступом тюрьму в городе Дера-Исмаил-Хан (город находится в Зоне племён, на северо-западе Пакистана).
Джон Керри прилетел в Исламабад для переговоров с премьер-министром Навазом Шарифом, действовавшим на тот момент президентом Асифом Зардари (Мамнун Хуссейн должен вступить в должность президента 9 августа) и представителями пакистанского военного руководства. Переговоры касались различных вопросов, но в центре находился один, самый болезненный вопрос, уже давно осложняющий отношения Исламабада с Вашингтоном. Речь идёт о непрекращающихся ударах американских беспилотников по целям на территории Пакистана. (Кстати, это именно та причина, по которой Пакистан занимает сегодня первое место в мире среди стран с наиболее сильными антиамериканскими настроениями).
В мае сего года, когда в Пакистане после парламентских выборов к власти пришло новое правительство во главе с Навазом Шарифом, Верховный суд города Пешавар, на северо-западе Пакистана, постановил, что атаки беспилотных БПЛА "бесчеловечны" и "нарушают устав ООН". Суд предписал пакистанскому Министерству иностранных дел вынести на рассмотрение Организации Объединённых Наций резолюцию против ударов беспилотников. Затем в июне прекратить удары беспилотников, в ходе которых гибнет большое число мирных жителей, призвал США Наваз Шариф.
Поэтому нечего удивляться тому, какой была переговорная позиция пакистанских руководителей на встрече с американским гостем в Исламабаде.Как сообщила 1 августа пресс-служба МИД Пакистана, "во время переговоров госсекретаря Керри с премьер-министром Навазом Шарифом и президентом Асифом Зардари до главы внешнеполитического ведомства была доведена позиция пакистанской стороны" о недопустимости налетов американской авиации на северо-западные районы страны. Пакистанские власти потребовали от администрации США "прекратить практику налета американских беспилотников на северо-западные районы страны - Зону племен". "Такие действия наносят вред двусторонним отношениям, а также являются катализатором экстремистских настроений в пакистано-афганском приграничье", – заявил Асиф Зардари.
Итог этих переговоров известен. Как передавало в тот же день, 1 августа, агентство Reuters, Керри заявил, что США пока не намерены прекращать использование беспилотников в Пакистане. По его словам, США перестанут использовать БПЛА лишь тогда, когда не останется каких-либо угроз (понимай так, что определять наличие угроз на территории Пакистана намерены в Вашингтоне). Керри также добавил, что у президента США Барака Обамы есть конкретные сроки по сворачиванию программы полётов американских дронов над Пакистаном, но огласить эти сроки он, Керри, мол, не вправе.
Такая позиция американского союзника удовлетворить пакистанское руководство не могла, и Джону Керри дали это понять.
Буквально на следующий день после переговоров американского госсекретаря в Исламабаде мир узнал, что ему предстоит теперь жить в ожидании реализации террористической угрозы, и сразу же вслед за этим начались проблемы у пакистанских властей.
5 августа, после получения информации о готовящемся нападении на штаб-квартиру ВВС Пакистана, власти страны вынуждены были ввести в Исламабаде режим, обозначаемый как «высший уровень террористической угрозы». В тот же день, 5 августа, в результате взрыва бомбы в пассажирском поезде, следовавшим в Карачи, погибли три человека, более 20 человек были ранены.
6 августа министр обороны Индии Аракапарамбил Энтони заявил, что минувшей ночью группа тяжеловооруженных людей, среди которых были люди в форме пакистанских военнослужащих, проникла в район линии контроля, разделяющей спорную территорию штата Джамму и Кашмир, в результате чего пятеро индийцев, патрулировавших территорию, были убиты. Пакистанские власти отрицают существование каких-либо вооруженных конфликтов с индийскими военными, называя обвинения в свой адрес беспочвенными. «Наши военные подтвердили, что не было никакой перестрелки, которая могла бы вылиться в подобный инцидент. Пакистан остается приверженным соглашению о прекращении огня 2003 года. Пакистан стремится к конструктивному, длительному и ориентированному на результат сотрудничеству с Индией и надеется на скорейшее возобновление диалога», - отмечалось в официальном заявлении МИД Пакистана. Эксперты предполагают, что данная атака могла быть провокацией, смысл которой в том, чтобы не допустить нормализации отношений двух крупнейших стран Южной Азии (инцидент может повлиять на планы премьер-министра Индии Манмохана Сингха встретиться с Навазом Шарифом в начале сентября во время сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке).
7 августа был произведён взрыв вблизи футбольного стадиона в Карачи, где только что закончился матч местных детских команд. 11 человек погибли, еще 24 получили ранения. Большинство среди погибших и раненых - дети в возрасте от 6 до 15 лет.
Есть все основания ожидать, что серия смертоносных терактов в Пакистане на этом не прекратится.
…После появления новости о том, что мы живём теперь в мире, который ежедневно подвергается террористической угрозе, имеющей глобальный характер, аналитики писали о затянувшемся романе Белого дома с «Аль-Каидой». Может быть, в этом странном романе следует искать ключ и к попыткам дестабилизации Пакистана?