«Два берега одной реки»
Илья Киселев, публицист, Кишинев
Если Кишинев стремится неоправданно форсировать вопросы и обсуждать политические и институциональные аспекты, то представители Приднестровья не скрывают, что не готовы к этому.
Наступившие в парламенте Молдовы летние каникулы вовсе не означают перерыв или затишье в политической жизни страны. 16–17 июля в Вене проходит очередной раунд переговоров по урегулированию Приднестровского конфликта в формате «5+2», к которому Кишинев и Тирасполь подошли на фоне резкого обострения отношений.
В Кишиневе склонны, как всегда, полагать, что власти Приднестровья намеренно устраивают провокации по наущению России с целью создать помехи Молдове для парафирования Договора об ассоциации с ЕС, которое планируется на эту осень.
В то же время ряд мер, которые планирует осуществить руководство Молдовы, говорят о том, что в Кишиневе не особенно горят желанием нормализовать отношения с Тирасполем.
В первую очередь, речь идет о намерении молдавских властей выставить миграционные посты на административной границе с ПМР и ввести штрафы для жителей Приднестровья, не имеющих гражданства Молдовы, при пересечении административной границы.
Данные меры были инициированы по совету и при давлении со стороны эмиссаров ЕС после заявления представителя Евросоюза в Молдове Дирка Шубеля о том, что либерализация визового режима РМ и ЕС возможна только после того, как молдавские власти смогут обеспечить контроль над своими границами. Находящаяся у власти в Молдове «Коалиция проевропейского правления» моментально «взяла под козырек» и принялась выполнять указания хозяев.
Со своей стороны, в Приднестровье был введен «Закон о государственной границе» и принят ряд мер по борьбе с контрабандой, из-за чего с конца июня сократился поток сравнительно дешевого продовольствия с левого берега Днестра на правый. Можно только догадываться, что из этого вызвало большее раздражение в Кишиневе – очередная заявка Тирасполя на независимость или удар по финансовым интересам кишиневских бонз, «крышующих» контрабанду.
Очевидно только явное раздражение официальных лиц Кишинева, которое порой прорывается в явно недипломатичных заявлениях. Что касается нового раунда переговоров, то его перспективы оцениваются весьма сдержанно, если не сказать пессимистично.
В первую очередь, это связано уже хотя бы с тем, что даже согласование повестки встречи и круга вопросов для обсуждения продвигается с трудом. Если Кишинев стремится неоправданно форсировать вопросы и обсуждать политические и институциональные аспекты, то представители Приднестровья не скрывают, что не готовы к этому, учитывая крайне низкий уровень доверия между сторонами.
С сожалением приходится констатировать, что по сравнению с предыдущими годами, когда проходили регулярные встречи тогдашнего премьер-министра Молдовы Владимира Филата и президента Приднестровья Евгения Шевчука, нынешний уровень взаимоотношений между берегами Днестра резко упал.
#{ussr}Поэтому Тирасполь предлагает ограничиться на предстоящем раунде обсуждением возможных мер по укреплению доверия и решением насущных вопросов в торгово-экономической, энергетической и социально-гуманитарной сферах, не форсируя решение наиболее острых и болезненных вопросов.
К сожалению, нынешние взаимоотношения Молдовы и Приднестровья – это сложный клубок проблем, который невольно вызывает ассоциацию со знаменитым «Гордиевым узлом», и эти проблемы еще больше осложняются давлением со стороны тех, кто вызвался помогать в разрешении конфликта.
Но нынешний формат переговоров по Приднестровью – «5+2» (стороны – Кишинев и Тирасполь, посредники и гаранты – Россия, Украина и ОБСЕ, наблюдатели – ЕС и США), очевидно, не может вывести ситуацию из тупика. И в первую очередь, это связано с противоречиями между коспонсорами урегулирования, с конфликтом их интересов в юго-восточном регионе Европы.
Если продолжить аналогию с клубком и узлом, то напрашивается вопрос: «А не проще ли будет распутать узел, если попробовать удалять нити по одной?» Чем меньше сторон будут принимать участие в переговорах и дискуссиях, тем, как мне кажется, ниже вероятность возникновения непреодолимых разногласий между сторонами. Поэтому привлекать к переговорному процессу в качестве посредников надо не те государства, которые, может быть, смогут помочь, а те, без которых этот узел распутать невозможно.
Таких государств два – это Украина, как сопредельная с Молдовой, и Россия, без которой никак не понять и не разрешить многих нюансов Приднестровской проблемы. Мне видится очевидным, что проще распутать узел «2+2», удалив предварительно лишние мешающие нити, которые, по большому счету, не имеют отношения к проблеме.
Первоочередным условием нормализации ситуации в регионе является укрепление доверия между участниками конфликта. Но этому никак не могут способствовать звучащие из Кишинева призывы к интеграции в Европейский союз, где Молдову никто не ждет и рассматривает исключительно как буфер между ЕС и Россией.
Еще меньше могут способствовать укреплению доверия между Кишиневом и Тирасполем призывы к объединению с Румынией и марши румынских унионистов на улицах Кишинева и других городов Молдовы. Многим в Кишиневе необходимо просто осознать, что ради сохранения целостности страны необходимо учитывать интересы всех без исключения жителей Молдовы. Мы обязаны начать этот трудный и долгий путь, чтобы люди, живущие на берегах Днестра, поняли, что есть шанс навсегда перевернуть страницу многолетнего конфликта.
Очередной Венский раунд проходит на фоне разных предложений разрешения Приднестровского конфликта, которые все чаще озвучивают как политики, так и политологи. В частности, в последнее время в качестве одного из вариантов решения многолетней проблемы упоминается вариант федерализации Молдовы. Он предусматривает предоставление особого статуса не только Приднестровью, но и Гагаузии, уже существующей автономии на юге Молдовы.
Как путь воссоединения страны рассматривается и совместная интеграция Кишинева и Тирасполя в Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана. Идеи Евразийской интеграции обсуждаются как в Кишиневе, так и в Тирасполе. Но если в Кишиневе правящий режим игнорирует мнение той немалой части населения и заявляет о своей ориентации на Евросоюз, то в Приднестровье уже разработана программа мер, направленных на координацию законодательства, стандартов и других технических моментов. Эта программа была представлена в Тирасполе на заседании «Изборского клуба» в июне этого года и продемонстрировала серьезность евразийских намерений Приднестровья.
Несомненно одно – для воссоединения Молдовы предстоит пройти долгий путь, наполненный кропотливой работой по восстановлению доверия между правым и левым берегами Днестра, по созданию благоприятных условий для успешного взаимодействия сторон и окончательного решения самой острой проблемы Республики Молдова. Источник: Взгляд.
Рейтинг публикации:
|