С наступлением священного для мусульман месяца Рамадан вопрос насильственного кормления узников в Гуантанамо вновь оказался в центре внимания средств массовой информации и правозащитников. Пресс-секретарь Южного Командования США и офицер по связям с общественностью Вооруженных сил США полковник Грегори Джулиан рассказал "Голосу России" о текущей ситуации в тюрьме и состоянии здоровья заключенных.
- Есть ли сведения, что надзиратели в Гуантанамо выполняют свое обещание не кормить заключенных насильно в дневное время?
- Да, совершенно верно, прием пищи происходит только после захода солнца или до рассвета, и правда в том, что большинство из тех, кто включен в список питания, добровольно пьют пищевую добавку или едят свою еду, когда рядом с ними нет сокамерников.
- Что будет, если насильственное кормление продолжится? Возможен ли еще один бунт?
- В нем нт никакой необходимости. Мы изменили наше рабочее расписание, как делаем каждый год во время Рамадана, чтобы соответствовать религиозным верованиям.
- Можете ли вы немного рассказать нам о заключенных? Как они себя чувствуют? Каково их состояние?
- Могу сказать, что 102 человека из тех, кто включен в список проводящих голодовку, абсолютно точно принимали пищу позавчера. Я не уверен насчет вчерашнего вечера, но на самом деле не так много людей, которые так уж упорствуют с этой голодовкой.
- Что послужило главной причиной спора, повлекшего за собой то, что более 100 человек включились в голодовку?
- Мне бы не хотелось спекулировать на тему, о чем думают заключенные и почему они объявили голодовку. Это не моя компетенция, но я могу вам сказать, что мы провели 90-дневную оценку камер заключенных, и мы вновь помещаем их в одиночные камеры после этого периода неповиновения, когда разбивают или занавешивают видеокамеры и тому подобное. Сейчас мы перевели более 40 человек обратно в общие камеры. Еще 30 человек живут в частично общих условиях, потому что они проявили уступчивое поведение, а нашей основной заботой является их безопасность и здоровье.
- Если сравнить их физическое состояние до голодовки и сейчас, оно как-то отличается?
- На самом деле, оно почти такое же. Многие из них имеют на 90% идеальный вес, у них есть все жилищные условия, которые им полагаются, и все основные удобства. Они живут в очень гуманных и безопасных условиях.
- Вы обсуждали какие-либо перемены в их режиме, например, в распорядке дня? Возможно, его стоит изменить. Что вы думаете об этом?
- В прошлом была излишняя толерантность в этих общих камерах, которая привела к ситуациям, когда закрывали или разбивали видеокамеры, а это неприемлемо, так как мы не можем наблюдать за их здоровьем с медицинской точки зрения. Тогда были произведены некоторые перемены, и те, кто живет в коммунальных условиях сейчас, в случае каких-либо нарушений, возвращаются в одиночные камеры. Те же, кто согласен с условиями, остаются в общих камерах, что гораздо более приятно.
В понедельник, 8 июля, лидеры исламской общины в США присоединились к адвокатам четырех заключенных Гуантанамо, призывая администрацию пересмотреть политику насильственного кормления объявивших голодовку заключенных в период Рамадана. Насильственное кормление унижает достоинство заключенных, сказал в интервью "Голосу России" директор Программы по правам человека при Американском союзе гражданских свобод в Нью-Йорке Джамиль Даквар:
- Прежде всего, хотелось бы узнать насколько правомочно насильственное кормление?
- Мы полагаем, что насильственное кормление, на самом деле, несовместимо с всеобщими международными правами человека. Это жестокое, бесчеловечное и унижающее достоинство человека обращение. Таковым его признали международные организации по правам человека, специальные корреспонденты Организации Объединенных Наций, даже международное общество Красного Креста определило, что это несовместимо с этическими стандартами, а также нарушает стандарты гуманного обращения с людьми, принятые Женевской конвенцией. Поэтому мы считаем, что эта процедура ни в коем случае не должна быть разрешена в местах содержания под стражей.
- Есть ли какие-либо сообщения, что надзиратели в Гуантанамо держат свое обещание не кормить насильно заключенных в дневное время?
- Нам известно, что на сегодняшний день 106 заключенных проводят голодовку. 45 из них подвергаются насильственному кормлению. Командование Гуантанамо пытается "подстроить" это к месяцу Рамадан, реорганизовав расписание насильственного кормления, которое само по себе является возмутительным актом.
Я считаю, что насильственного кормления не должно быть вообще. Сегодня действительно необходимо отказаться от бессрочного заключения под стражей и практики насильственного кормления, и именно это положит конец гуманитарному кризису или кризису с правами человека в Гуантанамо. И президент, и Конгресс должны принять решительные меры по освобождению заключенных, которые уже были оправданы. Мы слышали хорошие заявления от президента в мае. Он предпринял некоторые шаги к этому, но мы считаем, что нужно сделать больше. Последние новости, которые мы слышали, что в настоящее время правительство впервые с апреля позволило около 40 заключенным Гуантанамо молиться и есть вместе.
- Что послужило главной причиной этого разногласия, которое на деле привело к тому, что более сотни заключенных Гуантанамо присоединились к голодовке? Почему подобная голодовка не случалась раньше?
- Раньше тоже случались голодовки. На самом деле, они происходят с момента открытия Гуантанамо в январе 2002 года. В прошлом были массовые голодовки. Именно эта случилась в очень неспокойное время, просто потому что окончилась неудачей попытка сдержать обещание закрыть Гуантанамо. Бессрочное заключение оказывает влияние на заключенных. Были случаи, когда заключенные говорили, что охранники обыскивают священный Коран, что противоречит свободе вероисповедания и обостряет ситуацию. Главные же причины голодовки - протест против бессрочного заключения. Голодовка - это то, что не только заключенные Гуантанамо решились предпринять, но к чему прибегли бы и другие заключенные других тюрем во всем мире в таких же обстоятельствах: отказ от приема пищи, чтобы заставить тюремное начальство и правительство США положить конец противозаконному обращению с ними и , особенно, бессрочному заключению.
- Что будет, если продолжится насильственное кормление в дневное время? Возможен ли еще один бунт?
- Чего мы действительно боимся, так это того, что сложится ситуация, когда некоторые из заключенных будут подвергнуты такой жестокой практике, что погибнут в руках правительства США вместо того, чтобы найти решение, по которому правительство предпримет немедленные действия, чтобы начать перевод заключенных. Мы понимаем, что на это требуется время, но мне кажется, что его уходит уж слишком много. Я думаю, что одной из тех вещей, которые хорошо бы сделать прямо сейчас, прежде чем заключенным будет нанесен еще больший вред – это не подвергать заключенных дальнейшим ограничениям, постараться облегчить ситуацию. Повторюсь, что перевод заключенных из Гуантанамо был бы правильным ходом. Это был бы знак того, что должны немедленно последовать и другие шаги в надежде на достижение конечной цели - закрытия тюрьмы в Гуантанамо.