Коллаж: ИА REGNUM
Польского сланцевого газа еще нет, а проблем вокруг планов по его добыче уже немало. Сначала было крупное разочарование, вызванное резким снижением оценок ожидаемых запасов в недрах страны. Сейчас на первый план выходит проблема протестов местных жителей против ведения буровых работ. Острое противостояние между крестьянами и американским концерном Chevron развивается на юго-востоке Польши.
Первые ура-оптимистические оценки польского газового потенциала предвещали триллионы кубометров сланцевого газа в недрах страны. Такие запасы могли полностью обеспечить потребности экономики на ближайшие 200 лет. Однако надежды на газовое богатство не сбываются. По оценкам варшавского Государственного геологического института, этого газа значительно меньше, чем первоначально предполагалось. По пессимистическому сценарию ученых института, Польша располагает лишь 34-76 миллиардами кубометров сланцевого газа.
Битва за сланцевое поле
Корректировка оценок газового потенциала была одной из причин того, что от дальнейшего поиска месторождений этого газа в Польше отказались две мощные компании: американский концерн Marathon Oil и канадский Talisman Energy. В свою очередь американский концерн Chevron, которой некоторое время назад начал активно действовать в районе города Замость в юго-восточной части Польши (около 100 км от Львова), столкнулся с острыми протестами местных крестьян.
Противостояние началось 3 июня - с момента, когда строительная бригада, заказанная газовиками, хотела оградить часть поля, арендованного концерном. Местные жители загрузили привезенные строительные материалы обратно на грузовик, а въезд на поле заблокировали своими тракторами. Не принес результатов ни визит специалиста по ведению переговоров, ни прибытие полиции. Крестьяне и рабочие строительной бригады окопались на занятых позициях на спорном поле, каждая группа в своей палатке. Такое состояние острого конфликта продолжается до сих пор.
Страсти накаляют тревожные вести, которые приходят из соседней деревни, где Chevron также вел изыскательные работы. Ее жители возмущались тем, что когда газовики ездили своими "сейсмическими" машинами, стаканы выпадали из шкафов, а потом потрескались стены их домов. К тому же через некоторое время вода в колодцах помутнела.
Обеспокоенные крестьяне день ото дня со все меньшим доверием подходили к заверениям о безопасных технологиях добычи сланцевого газа. Прежде всего, люди начали искать информацию о технологии гидроразрыва пласта, переводить доклады американского Агентства охраны окружающей среды, которая анализирует состояние природы в районах, где добывается сланцевый газ. Они также внимательно следили за очередными судебными процессами концерна Chevron (который был наказан, например, за загрязнение окружающей среды в Эквадоре штрафом на $19 млн).
Крестьяне недовольны также отношением к ним со стороны шефов американской фирмы. "После того, как директор польского отделения концерна во время встречи с жителями района сказал, что в воду, которую газовщики закачивают под землю, добавляется только лимонная кислота, стало ясно, что они считают нас темной массой", - вспоминает один из местных фермеров, который ведет хозяйство площадью 600 гектаров.
Метод гидроразрыва пласта - это технология не без недостатков, отмечают жители района. Обращают внимание на американские данные, которые говорят о том, что после применения этой технологии в грунтовых водах появлялись метан и гликоль. "Наш регион имеет самые крупные в Польше запасы питьевой воды; где гарантия, что бурение скважин не приведет к их загрязнению?!" - ставят риторический вопрос жители.
Обвиняют они Chevron в том, что избегает он явных дискуссий (когда на одной из встреч появилась камера одной из телевизионных станций, представители концерна вышли из зала), принимает на работу за большие деньги бывших сотрудников местного самоуправления, а нынешних местных руководителей перетягивает на свою сторону, обещая, что сделает кое-что для района.
Весной этого года Chevron намеревался начать земельные работы. Жители организовали блокаду, ссылаясь на предписание о запрете ведения таких работ в связи с охраной птиц в период гнездования - с 1 марта по 1 июля. Chevron вынужден был отступить.
Затем крестьяне обжаловали решение местных властей о том, что при выдаче разрешений на ведение работ концерном не проведено анализа их возможного воздействия на окружающую среду. По их мнению, постановление правительства предусматривает, что бурение скважин на глубину более 1000 метров считается вмешательством в окружающую среду, которое "потенциально может воздействовать на нее в значительной степени".
Тем не менее руководство концерна повторяет: "Chevron имеет все необходимые разрешения и согласия для того, чтобы начать работы в этом месте. Мы имеем полное право пользоваться арендованными землями, вокруг которых хотим построить ограждение". Но жители боятся, что строительство ограждения положит начало работе буровой установки.
Рука Москвы?
"Три года тому назад в этом районе я начал снимать фильм о мелких крестьянах и их проблемах с большими корпорациями - такими, как Smithfield. Тогда появились слухи о том, что Chevron будет искать здесь сланцевый газ - рассказывает Лех Ковальский, американский документалист польского происхождения. - Я пошел с камерой на встречу жителей с представителями концерна. Меня поразило их отношение к крестьянам, на которых они смотрели свысока. Интересно, что тогдашний представитель воеводы, который уговаривал жителей, чтобы доверили концерну, сегодня работает в Chevron. Тогда я начал снимать фильм "Drill, Baby, Drill" ("Бури, малыш, бури").
Два месяца назад этот фильм, в котором автор сравнивает ситуацию региона города Замость с американским штатом Пенсильвания, где уже много лет добывают сланцевый газ, был показан на Краковском кинофестивале. Когда автор пытался организовать показ своего фильма в городе Замость, со стороны дирекции кинотеатров не было согласия.
"В соседней деревне Chevron поставил забор ночью. Сейчас строит дорогу к своей инвестиции. Только что же это за инвестиция, если на добычу компания разрешения не имеет?! У него есть только разрешение на сейсмические исследования. Право должно защищать нас, а именно нас почему-то вызывают в полицию", - говорит один из протестующих крестьян.
Действительно Городская коммендатура полиции в городе Замость вызвала 46 жителей деревни на допрос в качестве подозреваемых в самовольном использовании строительных материалов, принадлежащих фирме Chevron, а также занятие поля, арендованного фирмой. "Это методы устрашения. Но мы не сдадимся. Пусть они в конце концов оставят нас и нашу землю", - отвечают жители деревни.
"Нет возможностей административного разрешения этого спора. Жители не согласны с позицией экспертов и концерна, а концерн не принимает аргументов жителей. Обе стороны оказывают на меня давление, чтобы выбрать силовое решение. А я на это не соглашусь", - комментирует ситуацию руководитель местного самоуправления.
Поддержать крестьян приехали чехи из организации Stop HF, были экологи из Литвы. О своей поддержке пишут фермеры из США, Ирландии, Румынии, Йоко Оно, вдова Джона Леннона. Историю конфликта представили французский Le Monde и немецкая радиостанция. "Весь мир о нас знает, а в Польше тишина. Своей работой не занимаемся, а ведь продолжаются сенокосы, сады и огороды запущены, некогда собрать клубнику, но мы не уступим. И еще эти абсурдные обвинения в том, что нас финансирует "Газпром"! Расспрашивают, например, откуда деньги на информационные щиты", - говорит один из организаторов протеста. И добавляет: - Chevron красиво говорит о том, что положительное восприятие и сотрудничество с местными сообществами - это очень важное дело. А ведь мы не хотим их скважин, почему никто нас не слушает?!".
Александр Шторм - специально для ИА REGNUM из Варшавы Источник: regnum.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 304
Рейтинг поста:
председатель Совета директоров Nestle Питер Брабек-Летмат периодически озвучивает идею с 2005 года. Он называет воду не иначе как «новое золото», рассуждает о том, что «эпоха воды по бросовым ценам подходит к концу» и призывает к установлению «адекватной» (читай – «не бросовой») цены на неё.устойчивость компании Нестле, по мнению господина Брабека, базируется во многом на воде. И общественная собственность на воду этой устойчивости, конечно же, сильно мешает. Такая вот простая арифметика.
http://www.sdelanounih.ru/nestle-epoxa-vody-po-brosovym-cenam-podxodit-k-koncu/
PS а если ещё вспомнить
Самый грандиозный проект Каддафи - Великая рукотворная река. Об этом проекте Ливии СМИ помалкивали
Великая рукотворная река (англ. The Great Manmade River, GMR) — сложная сеть водоводов, которая снабжает пустынные районы и побережье Ливии водой из Нубийского водоносного слоя. По некоторым оценкам это самый большой инженерный проект из ныне существующих. Эта огромная система труб и акведуков, включающая также более 1300 колодцев глубиной более 500 метров, снабжает города Триполи, Бенгази, Сирт и другие, поставляя 6 500 000 м питьевой воды в день. Муаммар Каддафи назвал эту реку «Восьмым чудом света». В 2008 году Книга рекордов Гиннесса признала Великую рукотворную реку самым большим ирригационным проектом в мире.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 663
Рейтинг поста:
--------------------
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 482
Рейтинг поста:
Руководству Газпрома подать иск в международные суды на клеветников, тем самым очистить свое имя и раскрыть правду народу Польши.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 271
Рейтинг поста:
плюс ко всему - это правильный, демократический газ, а не какой-то там Газпромовский. Стены у них потрескались, видите-ли ... Если это против Москвы, то они должны всё отдать за это.