Депутат рассказал о том, почему считает Эдварда Сноудена достойным Нобелевской премии мира
Общественная палата предложила создать рабочую группу в рамках Парламентской ассамблеи Совета Европы в связи с информацией, предоставленной экс-сотрудником ЦРУ Эдвардом Сноуденом. Об этом говорится в проекте заявления ОП, принятом за основу в понедельник на общественных слушаниях.
Члены ОП настаивают на расследовании дела о слежке Агентства национальной безопасности (АНБ) за чиновниками Евросоюза,
о которой стало известно в субботу.
ОП также призвала институты гражданского общества и общественных деятелей США обсудить вопрос о массовых нарушениях прав и свобод граждан разных стран мира, в том числе использующих социальные сети, что, по мнению членов ОП, подрывает доверие к руководству данных соцсетей и к политике в области прав человека в самих США.
«Одновременно ОП призывает администрацию Соединенных Штатов уделять больше внимания вопросам развития демократии и прав человека в самих США, о чем также часто поучительно говорится Вашингтоном», – отмечается в проекте.
Выступавший на слушаниях депутат Госдумы Александр Сидякин («Единая Россия») рассказал газете ВЗГЛЯД, каковы шансы на то, что в ПАСЕ прислушаются к призывам из Москвы.
ВЗГЛЯД: Александр Геннадьевич, насколько эмоциональным было обсуждение?
Александр Сидякин: Обсуждение было довольно эмоциональным, но без полярных точек зрения. Все выступления сводились к тому, что Сноуден – человек, который, безусловно, сделал для защиты прав и свобод человека уже очень многое. Этот человек поменял уютный гавайский домик и зарплату в 200 тысяч долларов на капсулу в аэропорту. Если мы его сдадим, то он поменяет ее на застенки ЦРУ.
Конечно же, мы не должны мириться с тем, что прослушивают наших граждан, что прослушивают граждан Европы. Ну, европейцев пусть защищают их депутаты, хотя я думаю, что они довольно импотентны в этом вопросе. Когда заходит какая-либо дискуссия о США, они быстро сдуваются.
Мы это видим на примере всех существующих международных конфликтов и всех военных вторжений. США делают что угодно, не обращая на них никакого внимания. Помните, как Франция и Германия были против вторжения США в Ирак? Ничего, все равно зашли, никакого химического оружия там не нашли. Никто даже усом не ведет сейчас, все поддерживают их решение снабжать оружием повстанцев в Сирии, которые отрубают головы и провозглашают джихад.
Мне кажется, что в этом смысле голос России – опять-таки один из немногих, который последовательно требует защитить Сноудена от тюрьмы ЦРУ.
То, что он рассказал нам, не было секретом, просто сейчас появились доказательства. Я как-то прочитал, что любимый сериал Обамы – «Прослушка». Это сериал, который рассказывает о том, как полицейские подразделения Балтимора прослушивают различных наркоторговцев. Мне кажется, что Обама перепутал немножко – наркоторговцев с другими организациями, с Евросоюзом, со своими международными партнерами. Поэтому без внимания это, конечно, не должно остаться.
ВЗГЛЯД: Преобладало ли мнение дать Сноудену убежище, если тот попросит?
А. С.: Большинство коллег за, просто не все высказались, чтобы не повторять одно и то же, как попугаи. Никто точно не выступал против. И глава СПЧ Михаил Федотов, как я понял, поддерживал. Так что если Сноуден обратится с соответствующей просьбой, мы должны ее рассмотреть.
«Губки на прищепке»
ВЗГЛЯД: А каковы шансы, что ПАСЕ прислушается к вам и займется расследованием? Почему реакция на разоблачения в правозащитном сообществе самих США не очень бурная?
А. С.: Я уже выразил свое отношение к Парламентской ассамблее. Когда речь идет о США, все в ПАСЕ сразу же становятся инертными, тут же замолкают, губки на прищепке – и все побежали по своим парламентам клеймить Россию. И только когда речь идет о России, они становятся активными, объединяются в альянсы и начинают писать жесткие резолюции в наш адрес.
Эта политика двойных стандартов давно есть в ПАСЕ. Особенно четко она прослеживается в альянсе либералов и демократов, в позиции социалистов – это очевидные русофобы.
Поэтому когда будет рассматриваться этот вопрос, они все будут смещать фокус внимания с того, что американцы всех тотально прослушивают, на то, что Россия не выдала Сноудена США. Они уже сейчас это делают. Обратите внимание, как фокус внимания уже меняется.
Американцы все время манипулируют европейскими парламентариями, втягивая их в полемику таким образом, который им выгоден. Это манипулирование сознанием. Это хвост, который виляет собакой. ПАСЕ – это собака, а хвост – это американцы. Многие евродепутаты живут во взаимодействии с общественными некоммерческими организациями, которые, в свою очередь, живут на различные гранты американских фондов.
Поэтому внимание американских правозащитников искусно переключено с одной проблемы на другую проблему. Я считаю, что правозащитники любой страны должны были выступить в поддержку Сноудена. Но, к сожалению, голос России опять единственный.
ВЗГЛЯД: Каковы шансы, что ваш призыв дать Нобелевскую премию Сноудену поддержат ваши коллеги в Думе?
А. С.: Да, я предложил выдвинуть Сноудена на соискание Нобелевской премии мира. Я считаю, что человек, который делает многое для защиты прав и свобод человека, а именно свободы личной переписки, личной информации, тайны частной жизни, который ставит на это все, имеет право быть среди нобелевских лауреатов.
Я посмотрел устав Нобелевского комитета: выдвигать кандидатов вправе члены национальных парламентов. Так что все сходится. Коллеги высказались за то, чтобы включить этот пункт в резолюцию. Я думаю, что шансы на то, что мой призыв поддержат и коллеги по фракции, есть.
ВЗГЛЯД: Не удивилась ли аудитория, когда вы вышли, а потом вернулись уже в майке с рисунком в защиту Сноудена? Как выглядел рисунок?
А. С.: Ну это надо у аудитории спросить (смеется). Меня фотографировали коллеги. Там нарисовано перечеркнутое ухо на американском флаге. Я вообще считаю, что при помощи футболок надо привлекать внимание. Например, я недавно выступал в футболке с призывом к поддержке традиционных семейных ценностей. Это способ, который работает в нашем информационном пространстве.