Массовые уличные протесты в Бразилии не прекращаются. Большинство протестующих не принадлежит к каким-либо партиям и не имеет лидеров, с которыми власти могли бы вести переговоры по поводу выдвигаемых требований. Всё началось со вспышки недовольства бразильцев – представителей среднего класса и жителей бедняцких районов в крупных городах – повышением платы за проезд в общественном транспорте. Плата и так была высокой, и очередное увеличение тарифов горожане, не имеющие личных автомобилей, восприняли с негодованием.
Транспортные проблемы – постоянная тема критических выступлений в стране. Многим бразильцам нередко приходится тратить в общей сложности по 5-6 часов, чтобы добраться до работы, а после неё вернуться домой. Недовольство людей было подогрето тем, что в социальных сетях, как по команде, появились материалы о «многомиллиардных расходах из государственной казны» на возведение спортивных сооружений для чемпионата мира по футболу в 2014 году и летних Олимпийских игр 2016 года… Самодельные плакаты в руках манифестантов говорят о том, что далеко не все бразильцы живут футбольными баталиями и спортивными рекордами: «Мы нуждаемся в современном общественном транспорте, качественном образовании, медицинском обслуживании, гарантированной работе». Звучат и призывы к борьбе с коррупцией. «Спортивный бум» в общественном сознании всё больше ассоциируется с коррупцией в правительстве, с наличием у некоторых его членов «взаимовыгодных связей» со строительными компаниями и финансово-предпринимательскими кругами. По разным подсчётам, на улицы городов вышли от 300 до 500 тысяч человек. Протесты не стихают и сейчас. Работа по организации протестующих ведётся в основном через «Форум борьбы против повышения цен на билеты».
Сигналом для выступлений протеста послужили «мобилизующие» послания анонимных пользователей Facebook, о местонахождении которых пока что судить сложно. Впрочем, некоторые предположения о том, кто эти подстрекатели, есть. Так, на странице бразильского сообщества в Facebook «Права человека» 19 июня была опубликована фотография владельца компании Марка Цукерберга с плакатиком в руках, содержавшим призыв на английском языке: «Речь идёт не о 20 центах! Изменяй Бразилию! [CHANGEBRAZIL!]» Как известно, с Цукербергом на заре его предпринимательской деятельности установило контакт ЦРУ, финансировавшего развитие его бизнеса. Не являются секретом и его рабочие связи с Агентством национальной безопасности США (АНБ). Так что подстрекательство Цукерберга, неожиданно встревожившегося повышением стоимости проезда на общественном транспорте в Бразилии, вряд ли является его личной инициативой.
Лозунги «борьбы за перемены» активизировали политическую жизнь университетов и других высших учебных заведений. Студенчество готово выступить в авангарде борьбы за социальные и политические права, хотя централизованного руководства протестами закулисным манипуляторам создать не удалось. Сейчас, когда modus operandi разведывательных структур США подвергся разоблачениям Эдварда Сноудена, деятельность американских спецслужб в Бразилии и в ряде других стран переведена в режим «повышенной угрозы».
Бразильская контрразведка и полиция делают всё возможное, чтобы отследить людей, которые оперативно внедрили острую «разоблачительную проблематику» в повестку интернет-дискуссий студентов и других групп протестующих. Активизирована работа по изучению «враждебного использования» социальных сетей. В Бразилии доступ к Интернету имеет более 80 миллионов человек, мобильниками пользуются 140 миллионов человек. Естественно, призывы, нацеленные на дестабилизацию общественно-политической обстановки, не остаются без внимания. Вызывает интерес и деятельность НПО - иностранных агентов, поддерживающих связи с посольством и консульствами США, представительством USAID в Бразилии. Местные блогеры обратили внимание на то, что наибольшую остроту выступления протеста приобретают в тех городах, где есть офисы представительств США - в бразильской столице, в Рио-де-Жанейро, Порто-Аллегре, Сан-Пауло и других.
В Бразилии действует одна из самых крупных резидентур ЦРУ и военной разведки США. Политический координатор этой работы в Бразилии - посол Томас Шеннон. Можно считать, что ему удалось решить поставленную перед ним задачу по работе с «гигантом Южной Америки». Июньские протесты, которые, по всем признакам, перекинутся на июль, в значительной мере разрушили тот идеальный образ успешной и динамично развивающейся Бразилии, который преобладал в международных СМИ.
Президентские выборы в Бразилии пройдут в октябре 2014 года, Дилма Руссефф планирует пойти на второй президентский срок, и потому любые дестабилизирующие акции воспринимает как действия политических соперников: «Нас испытывают на прочность!» Первоначально в некоторых штатах местные власти ответили на протесты населения очень жёстко, используя для их подавления военную полицию. Руссефф осудила «чрезмерное использование силы», подчеркнув, что решения об использовании военной полиции против манифестантов принимались руководством штатов.
В стране немало противников «правления левых», считающих, что за десять лет президентства Лулы да Силва и Дилмы Руссефф «режим коррумпировался» и подлежит замене. Анализируя происходящие события, бразильские политологи подчёркивают, что они «застали врасплох» и правительство, и Дилму Руссефф - последней пришлось отменить визит в Японию. После серии совещаний, в том числе с руководством силовых структур, Руссефф избрала единственно возможную линию поведения - не конфронтационную, разжигающую страсти, а примирительную. Фактически она объявила о том, что поддерживает митингующих. В телеобращении к нации она заявила, что гордится тем, что многие бразильцы вышли на борьбу за лучшее будущее страны: «Радостно видеть, как много молодёжи, а также зрелых людей идут рядом, размахивая бразильскими флагами и распевая национальный гимн». Она подчеркнула, что никогда не допустила бы, чтобы международные спортивные состязания проводились за счёт бюджетных социальных программ.
Для того чтобы решительно сбить волну протестов, Дилма Руссефф предложила организовать «народный плебисцит» по вопросу проведения в стране глубокой политической реформы. В конечном счёте плебисцит и последующие шаги должны привести к созыву Конституционного собрания, которое изменит Основной закон страны в сторону его демократизации, расширения роли народа в принятии важнейших решений о развитии страны. Эти планы уже вызывают сопротивление бразильских финансово-олигархических кругов. Оппоненты президента полагают, что «курс Лулы - Руссефф на социально-политическую модернизацию» приведёт к установлению «популистского режима» по образцу Уго Чавеса.
Такой перспективе всячески противодействует администрация Обамы. Именно так надо рассматривать создание под эгидой США Тихоокеанского альянса, объединяющего четыре страны региона - Мексику, Колумбию, Перу и Чили. По замыслу Вашингтона альянс будет способствовать в том числе ограничению влияния Бразилии в Западном полушарии, созданию мощного геостратегического «противовеса бразильской экспансии». Под различными предлогами Пентагон организует совместные военные учения с соседями Бразилии – Тринидадом-и-Тобаго, Суринамом, Гайаной, Перу. Фактически американцы изучают будущий театр военных действий. Осуществляется патрулирование Четвёртым флотом США тех районов Атлантического океана, которые располагаются в непосредственной близости к месторождениям нефти на бразильском шельфе. Соединённые Штаты не прекращают усилий по ослаблению союзников и партнёров Бразилии в регионе и в первую очередь - Венесуэлы, Эквадора, Никарагуа, Кубы. Созданием дополнительного «фактора давления» на Бразилию можно отчасти объяснить и сближение с Колумбией блока НАТО.
Выступления протеста продолжаются. Стараниями СМИ всплывают неприглядные подробности того, как «зачищались» окрестности стадионов (старых и строящихся) от «опасных элементов», как сносились дома бедняков под строительные площадки без достойной финансовой компенсации. За действия местной власти отвечать приходится центральному правительству.
События в Бразилии освещаются западными СМИ до мельчайших подробностей. Политологи расценивают их работу как целенаправленную операцию по компрометации образа Бразилии, её способности к организации крупных международных спортивных соревнований. Прозвучали даже предложения отменить футбольный турнир из-за угрозы жизни игроков и болельщиков. Это репетиция использования предстоящих спортивных мероприятий в Бразилии для оказания давления на страну по вопросам, не имеющим никакого отношения к спорту.