Мировому сообществу давно пора обратить более серьезное внимание на проблему наркотрафика из Афганистана, считает директор Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков Виктор Иванов, который дал "Голосу России" интервью в Вене, на презентации Всемирного доклада о наркотиках-2013
- Я хотел бы обратить внимание, что это очередной ежегодный Всемирный доклад по наркотикам, и он приурочен к Международному дню борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Безусловно, это серьезный фундаментальный документ, который содержит в себе значительное количество фактов, отражающих ситуацию в мире. Но при этом проблема феноменального производства наркотиков в Афганистане отчетливо не артикулируется. Она воспроизводится, как одна из проблем, как частности - спайсы, марихуана. То есть, нет акцента на феномен масштабного производства наркотиков. И, на мой взгляд, это не позволяет более четко артикулировать необходимость особых действий на предмет решения особой проблемы.
Поэтому мы видим непропорциональные действия по отношению к наркопроизводству в Афганистане, по сравнению с тем, как это делается в Западном полушарии: в Колумбии, в Мексике. Там ежегодно уничтожается более половины посевов кустов коки - сырья для кокаина. В то время как в Афганистане только порядка 2 %. Согласитесь, что это совершенно неадекватная ситуация.
Поэтому я бы хотел обратить внимание, что это надо представлять в таких мониторинговых оценочных докладах, как Всемирный доклад по наркотикам. Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что, к сожалению, отсутствует значимый раздел по такой важной составляющей наркопроизводства, как нарколаборатории. То есть - динамику их функционирования, появление и ликвидацию. Потому что нарколаборатории – это неотъемлемое, финальное, инфраструктурное логистическое звено производства наркотиков. Без нарколаборатории героин на свет появиться не может. Поэтому, говоря о посевах опиумного мака, мы не должны забывать, что в конечном итоге он поступает в промышленные лаборатории, которых только на российском направлении, в труднодоступных регионах Бадахшана, примыкающих к Таджикистану, – 763. И в докладе это тоже не нашло отражения.
Иными словами, на наш взгляд, нужен более глубокий, осмысленный анализ такой ситуации, как феномен производства наркотиков в Афганистане. Поскольку это далеко уже не проблема Афганистана, эта проблема затрагивает сотню стран мира. И только за последние годы от афганских наркотиков погибло свыше миллиона человек. А в организованную преступность, в ее расширение в этом регионе, во всем регионе Евразии инвестировано свыше одного триллиона долларов. Это превратилось в масштабный фактор, генератор политической нестабильности, смерти людей и дестабилизации политической ситуации в ряде стран - вот на что хотел бы обратить внимание.
- Много говорят о том, что после вывода войск из Афганистана ситуация может ухудшиться, и в том числе для России…
- Дальше ухудшаться некуда, потому что производство достигло таких масштабов, таких темпов, что реализуется не более 30% ежегодной наркопродукции в Афганистане. То есть, по сути, идет процесс накопления наркотиков на тайных складах на территории Афганистана. Поэтому мы давно призывали Международные силы по поддержанию безопасности - МССБ (Международные силы содействия безопасности) с согласия Совета безопасности ООН, который руководит всей этой операцией, искать наркосклады, уничтожать нарколаборатории, но этого, к сожалению, не происходит. А сегодня просить - смысла нет, потому что они уже сложили с себя обязанности, возложенные на них Советом Безопасности. Поэтому я бы хотел адресовать свои предложения всему мировому сообществу.
- Тематическое направление доклада - новые психоактивные вещества. Что можно сказать об этом?
- Вообще, это проблема всего человечества, поскольку, химические и фармацевтические технологии достигли больших высот, используются возможности нанотехнологий на молекулярном уровне и, конечно, этим поспешили воспользоваться криминальные элементы, которые стараются синтезировать все новые и новые вещества, содержащие психоактивные субстанции. Поэтому мы фиксируем головокружительный рост синтеза новых психоактивных веществ – они появляются с частотой раз в неделю. Это требует быстрых и адекватных действий государства и общества, чтобы сделать процесс подконтрольным, но процедура создания контроля занимает от года до полутора, поскольку нужно проводить новые исследования, связанные с идентификацией формулы, изучением ее построения и проведением медико-биологических испытаний на мышах и крысах. Кроме того, провести суммарные итоговые оценки и далее - процедуры по внесению заключений либо в законы, либо в постановления правительства.
А за это время уже десятки, а то и сотни тысяч людей успевают приобщиться к новым наркотикам. Тем более, что они, как правило, продвигаются не под названием наркотиков, а под хитрыми товарными знаками: средства для похудения, соли для ванн и тому подобное.
В этом особая опасность, поэтому в ЕС Европейский центр мониторинга наркомании уже ввел в действие систему раннего предупреждения - такой военный термин. Компетентные органы европейских стран наделены правом в случае выявления, в первую очередь, полиция, вести оперативную работу. Информация поступает быстро для временного приостановления свободного оборота этих веществ. На это уходит буквально 2-3 недели, и используется специально установленный регламент правительств. Это очень эффективная мера.
Мы тоже внесли такой законопроект. Сейчас он проходит общественное обсуждение, с точки зрения министерств и ведомств это все согласовано. Другое дело, что есть некие спекуляции, связанные с тем, чтобы натянуть на себя дополнительные компетенции. Если мы хотим выглядеть "белой вороной" среди всего цивилизованного сообщества, то можем это сделать, но думаю, у нас достанет здравого смысла как можно быстрее принять нужные решения.
- Россия принимает достаточно активное участие в профессиональной подготовке наркополицейских. Расскажите, пожалуйста, об этом.
- Прежде всего, я хотел бы сказать о необходимости выработки новой парадигмы антинаркотической политики. Это, безусловно, должен быть сбалансированный подход к решению проблемы наркомании и незаконного оборота наркотиков. Сейчас об этом все чаще говорят, и отдельные страны, которые длительное время терпели серьезное фиаско, пытаются навязать нам вопрос, связанный с легализацией. Мы считаем, что этого делать не надо.
Другое дело, что задачу выполнения полицейской функции по борьбе с незаконным оборотом наркотиков должны нести люди профессионально подготовленные. Сейчас преступность использует совершенно новые технологии, технические средства, такие, как интернет, веб-пространство для распространения наркотиков, использует изощренные методы продвижения наркопродукции на рынок. Есть вопросы с повышением скрытности проведения операций.
Сейчас вопросы, связанные с поставкой и распространением наркотиков, очень напоминают шпионские методы, используются конспиративные бесконтактные способы передачи наркотиков, тайниковые закладки, использование разного рода специальных почтовых отправлений "до востребования", самых изощренных методов перечисления денег, так называемый "метод Хавала", к которому прибегают самые злостные террористы, это уже в обычной практике наркодельцов. Я думаю, что они уже давно обогнали террористов, преступников, убийц в изощренности методов продвижения своей продукции ради баснословной прибыли.
Поэтому вопросы подготовки наркополицейских составляют значительную часть нашей работы. Во-первых, это рекомендация ООН, во-вторых, мы оказываем, прежде всего, содействие нашим партнерам в Средней Азии, поскольку именно там идет уже буквально героиновый и гашишный цунами, и мы, конечно, заинтересованы в том, чтобы люди, с которыми мы контактируем, были как можно более подготовленными.
Но мы не забываем и про страны Латинской Америки, поскольку оттуда идет нарастающий поток кокаина через государства Африки в Европу, и, соответственно, транзитом через европейские страны в Российскую Федерацию. Поэтому в минувшем году мы открыли регулярно действующие курсы в Центральной Америке для подготовки наркополицейских в странах Центральной Америки, Мексики, Колумбии и Карибского бассейна.