Его надо оградить от преследований на основании международной конвенции о беженцах, признаваемой в том числе властями США. «Этот довод перекрывает любые попытки требовать его выдачи», — отметил американский юрист-правозащитник Майкл Ратнер, который сегодня вместе с основателем организации «Викиликс» австралийцем Джулианом Ассанджем и его помощниками провели телефонный брифинг для журналистов.
Естественно, всех в первую очередь интересовало, где сейчас Сноуден и что он собирается делать. Ассандж сказал, что Сноуден «в безопасном месте» и «в добром здравии», что он «поддерживает контакт со своей юридической командой», но конкретное место и даже страну не назвал.
На вопрос о том, в каких странах Сноуден запрашивал политическое убежище, представители «Викиликс» назвали только Исландию и Эквадор.
Все ведущие брифинга, включая и Ратнера, выражали одобрение и поддержу действиям Сноудена, продиктованным в конечном счете заботой об общественных интересах, и осуждали преследование его американскими властями и требования США к другим странам не предоставлять ему убежище.
Но американские журналисты — а право задать вопрос предоставлялось практически только им и британцам, — пытались это оспаривать и напоминать, что власти США считают Сноудена предателем. В итоге Ассандж в завершение брифинга разразился страстным монологом, в котором подчеркивал, что «у правительства нет никаких прав», а есть только «обязанность обеспечивать соблюдение прав граждан».
Основатель «Викиликс», кстати, считает, что власти США «воюют против целого поколения» современных молодых людей — таких, как Сноуден. В этой борьбе они, по его убеждению, «обречены на поражение».
В США, на его взгляд, при нынешней администрации демократа Барака Обамы нарушение прав стало даже «более систематическим», чем при президенте-республиканце Джордже Буше. В частности, пример рядового Брэдли Мэннинга, которого сейчас судят за передачу «Викиликс» документов о войне США в Ираке и Афганистане, убедил Сноудена, что рассчитывать найти «правду и правосудие» на родине «для него нереально». Поэтому он и сделал то, что сделал.
В США таких критиков называют «дующими в свисток», чтобы сигнализировать о нарушениях и непорядках. Но по сути, конечно, и Сноуден, и Мэннинг — политические диссиденты, а Мэннинг — еще и политзаключенный.
Оспаривая этот статус, американцы просили Ассанджа прокомментировать публикации о том, будто Сноуден опрашивался российскими, а ранее китайскими спецслужбами. Тот ответил, что такие публикации «не соответствуют действительности». Он также сообщил, что информация в памяти компьютеров, вывезенных Сноуденом из США, «защищена специалистами из журналистских организаций до его /нынешней/ поездки».
Ассандж сказал, что Сноуден «не жалеет» о сделанном, включая и объявление своего имени. Аккуратно подбирая слова, он пояснил, что после бегства Сноудена из США тот должен был считаться с угрозой его физического «устранения» или «выведения из строя». Соответственно гласность для него была защитой.
Было подтверждено, что сейчас «Викиликс» оказывает Сноудену денежную поддержку. По словам Ассанджа, «ни одно правительство и ни одна другая организация этого не делала».
Ассандж сказал также, что у его организации «не было заблаговременных контактов с Россией» до вылета Сноудена из Гонконга в Москву.
В понедельник американские власти сделали ряд решительных заявлений по делу Сноудена. Применительно к России госсекретарь США Джон Керри «настоятельно призвал» Москву «соблюдать правовые стандарты».
Представитель СНБ США Кэйтлин Хейден, сославшись, в частности, на двустороннее контртеррористическое сотрудничество после Бостона, заявила: «Мы ожидаем, что российское правительство рассмотрит все имеющиеся варианты для выдворения Сноудена в США с тем, чтобы он предстал перед судом за вменяемые ему преступления».