Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » Чего лишился капитализм с падением Берлинской стены? ("Atlantico", Франция)

Чего лишился капитализм с падением Берлинской стены? ("Atlantico", Франция)


23-06-2013, 06:16 | Политика / Статьи о политике | разместил: poisk-istini | комментариев: (8) | просмотров: (2 176)

Чего лишился капитализм с падением Берлинской стены?

("Atlantico", Франция)

Падение Берлинской стены в 1989 году подписало смертный приговор коммунизму, который полагался на марксистско-ленинско-троцкистскую доктрину. Во второй половине ХХ века эта ошибочная, несправедливая и противоестественная (а значит и преступная) система взяла в заложники или даже «похитила» (как выразился Милан Кундера) половину планеты и вовлекла все человечество в слепой и иррациональный конфликт двух противостоящих друг другу систем, двух диаметрально противоположных восприятий человеческой природы.  

Словно в некой сюрреалистической зеркальной игре планетарных масштабов два протагониста (капитализм против коммунизма, Запад против Востока, США против СССР) встали друг напротив друга, примеривались друг к другу, ненавидели друг друга. Они смотрели друг другу в лицо и поносили друг друга, но при этом совершенно не понимали реальной сущности своего альтер эго и в конечном итоге черпали причины собственного существования в этой доведенной до абсурда мировоззренческой инаковости. Такой была холодная война. Такой была идеологическая биполярность, которая жестоко рассекла мир на две части и заморозила его развитием в прошлом столетии так, что на каждой стране и каждом человеке стоял ярлык в зависимости от принадлежности к одному из укрепленных лагерей. Все это выглядело как исторический фатализм, которому было бы вполне по силам затянуться до бесконечности.   

Как бы то ни было, коммунизм рухнул под грузом собственных внутренних противоречий: это потрясение стало полной неожиданностью для всех, как для главных пророков (начиная с Михаила Горбачева), так и основных западных критиков социалистической системы (как мне кажется, генетическая аномалия к тому моменту уже присутствовала в ее ДНК). Далее мы попали в нирвану счастливой глобализации, однако этот период, который отразил Фрэнсис Фукуяма в своем «Конце истории», оказался недолгим. Все выглядело так, словно поражение коммунизма стало отравленным плодом, бомбой замедленного действия в фундаменте капитализма, который разучился жить в одиночку, без постоянного сравнения со своим противником. 

В результате капитализм стал осиротевшим родственником разгромленного коммунизма. Жертвой собственной победы. В начале перестройки в 1980-х годах советский академик Георгий Арбатов высказал перед аудиторией из американских геополитиков одну интересную мысль: «Неизбежное крушение коммунизма лишит вас врага, и это худшее, что может случиться с Западом». В некотором роде, эти слова оказались пророческими.  

Потеряв опору в виде холодной войны, капитализм лишился и ориентира. Он не понял нового мира и не осознал, что самое трудное лежало впереди. Речь шла о том, чтобы установить мир и построить собственное будущее, которое ни в коем случае не должно было быть простой экстраполяцией прошлого. Всеобщая эйфория после пирровой победы над поднявшим белый флаг противником заставила капитализм начала XXI века позабыть о собственных изначальных ценностях, которые обеспечили его подъем и процветание с течением лет, стали залогом прогресса. И все это задолго до «Капитала» Карла Маркса, который концептуализировал опасную коммунистическую утопию. Задолго до прихода к власти в России крохотной группки последователей Владимира Ленина, которым, несмотря на малое число, удалось остаться в истории под названием «большевики». Задолго до столкновения капитализма с коммунистическим антиподом, который на самом деле был лишь трагическим эпифеноменом предыдущего полувека.   

Сегодня потеря памяти не дает нам спокойно дышать, а одержимость краткосрочными целями затуманивает зрение. Вообще, кто еще помнит о происхождении капитализма, которое опирается на спектр неотъемлемых ценностей: благородное восприятие человека, апофеоз личной свободы и достоинства (они, кстати говоря, возведены в статус нормы повседневного существования), гражданское общество как противовес избранной власти, этика, прозрачность и нравственные императивы, которые стоят у истоков рыночной экономики в духе Спинозы, Вебера и Канта?  

Кому до сих пор известно сейчас в 2013 году, после слишком многих «поломок» и бесчисленных кризисов современного капитализма, что рынок и мораль были неразрывно связаны в колыбели системы, ставшей, как показывает история, единственной возможностью для формирования богатств, борьбы с нищетой народов и открытия новых горизонтов для самых отважных и талантливых, которые встают на пусть счастья и приносят пользу остальным, потому что ведут их вслед за собой?   

Кто еще сегодня (после дела Каюзака и множества им подобных под увеличительным стеклом СМИ) верит душой и разумом, что изначальный капитализм в том виде, в каком он появился на свет и вытащил общество из Средневековья в его западной версии, не был всего лишь уловкой, которая позволила одним наживаться за спинами у других? Что он не был позорным и достойным всяческого осуждения проявлением спекуляции, алчности и стремления к скорейшей наживе? 

Наконец, кто в наши времена повальной дехристианизации сохраняет четкое восприятие христианских ценностей (любовь к ближнему, милосердие, доброта, солидарность), которые наметили путь для западной цивилизации со времен строительства готических соборов в XII веке, задолго до появления современного и эффективного капитализма? Кто еще помнит, что глубокие западные ценности уходят корнями в том числе в религиозную среду и по своей сущности гораздо древнее светских революций во Франции и Великобритании с их багажом прав человека, которые левые очень быстро поставили на службу своего идеологизированного восприятия мира?   

Кто еще осознает в настоящий момент, перед лицом серьезнейших вызовов глобализованного мира XXI века, роль концептуальных основ капитализма в исторической эволюции, процессе болезненных преобразований?  

Позволю читателю самому найти ответ на эти вопросы, однако все же отмечу, что, к сожалению, этого нельзя сказать о подавляющем большинстве моих студентов, которые призваны в будущем решать судьбы мира после обучения в крупных бизнес-школах.  

Разумеется, крах коммунистической модели в конце ХХ века не ознаменовал собой смертный приговор капитализму с учетом всех его составляющих (демократия, рыночная экономика, гражданское общество, нравственные ценности), которые носят как религиозный, так и светский характер. Сейчас, когда мировую экономику продвигают вперед инновации и творческий подход свободных людей, я не вижу никакой реальной альтернативы этой модели системы работы современного общества, которая объединяет в себе демократию и рынок. Да, настоящие инновации всегда идут рука об руку с личной свободой. Как бы то ни было, чтобы окончательно оставить в прошлом печальную интерлюдию ХХ века, которая лишила его памяти о собственных корнях, капитализму будущего необходимо вновь изобрести себя, как поступил Запад в эпоху Возрождения XV-XVI веков. Ему нужно найти в себе смелость, чтобы принять себя, адаптироваться к новому миру, восстановить свои изначальные опоры и поставить человека на первое место в числе приоритетов. Другими словами, вернуться к собственным выигрышным схемам, которые столько дали ему на протяжении истории.     

Все это - сложнейшая цивилизационная задача, для достижения которой требуется прежде всего вернуть в экономику политику ценностей и убеждений, столь далекую от лишенных стратегической глубины мелочных предвыборных расчетов (сегодня, к сожалению, не видно ничего кроме них). Возможно ли это? Мне кажется, что надежда теплится в радикальной смене поколений в западных демократиях, смене, которая бы вознесла на вершину политической власти новую плеяду прагматичных руководителей. Этим детям цифровой революции было бы по силам объединить славное прошлое капитализма со своим панорамным видением мира (в частности благодаря качеству образовательной работы, что подчеркивает важность запущенных Atlantico обсуждений подобных вопросов), скорректировать эту модель в соответствии с реалиями глобализации XXI века и решительно направить капитализм по пути в будущее. 

Александр Мельник, бывший сотрудник российского посольства в Париже, преподаватель геополитики в Бизнес-школе Нанси. 





Источник: ИноСМИ.

Рейтинг публикации:

Нравится3



Комментарии (8) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

  1. » #8 написал: zimorodok (23 июня 2013 12:24)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментария 4082
    Рейтинг поста:
    0
    23ru,
    очень точно подмечено: не с его позиций коммунизм называть утопией ;-).
    ...капитализму с учетом всех его составляющих (демократия, рыночная экономика, гражданское общество, нравственные ценности)

    это даже не смешно. с каких это пор "нравственные ценности" стали "составляющей" капитализма? какой прок финансистам от "гражданского общества", если даже "рыночная экономика" для них уже не более чем ширма и уж конечно не идеология? единственно, с чем не поспоришь, так это с подчинённым положением "демократии", по отношению к капитализму, по Мельнику, но я не уверен, что он это имел ввиду ;-)
    продемонстрированная степень наивности гр. Мельник, заставляет сомневаться в его непредвзятости. несмотря на хороший слог, стремления казаться, для гр Мельник, всё ещё опережают его способности быть.

       
     


  2. » #7 написал: Termius (23 июня 2013 10:19)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    0
    Только появление могучего СССР заставило кап. страны, скрипя зубами, натянуть маску приличия. После распада еще 15 лет попировали на его разграблении, кстати естесственное их поведение, разве кто ожидал от них благородства и помощи, т.е. качества, приписываемые капитализму автором. Короче, как раньше говорили: аффтар **дак, статья УГ.

       
     


  3. » #6 написал: Moroz50 (23 июня 2013 10:01)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Публицист
    публикаций 3965
    комментариев 2959
    Рейтинг поста:
    0
    Цитата: ISI
    капитализм вобрал в себя все отрицательное, что только можно. Ну что ж, будем снова бороться, теперь за капитализм с человеческим лицом

    Откуда капитализм мог вобрать в себя все отрицательное? Кто его такого хорошего, наградил такими пороками, уж не коммунизм ли?
    Да нет, капитализм изначально был порочным, просто когда существовал Советский Союз, с его ценностями, то для борьбы с его идеологией, капитализм на время спрятал свое истинное лицо, иначе он бы проиграл соревнование достаточно быстро. Ну а когда СССР, благодаря прогнившей элите сдался, то капитализм перестал играть роль идеологического совершенства и сбросив все маски, стал самим собой. Под овечьей шкурой прятался зверь страшнее самого страшного волка, людоеда-гиены. Так что блажен кто верует, что такого монстра можно уговорами заставить превратиться в миролюбивую овечку. У такого зверя от природы не может быть человеческого лица и никакая косметическая операция тут не поможет. Хороший враг, это только мертвый враг.

       
     


  4. » #5 написал: tpavel (23 июня 2013 09:42)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментариев 68
    Рейтинг поста:
    0
    Такое "эссе" может написать либо восторженный мальчик, не знающий истории становления "гражданских свобод и рыночных отношений" в "пуританской доброй Англии", либо прожженный циник. Хочется спросить его, знает ли он сколько душ загубил носитель "гражданских свобод", "пуританин" Оливер Кромвель? Почему его и его сторонников жители "доброй Англии" выкопали из могил и частью повесили, а частью отрубили головы? Можно составить длинный список преступлений, который лежит тяжким грузом на становлении "гражданских свобод и рыночных отношений". Добавлю только современные преступления - Югославия, Ирак, Ливия, Сирия. Мне не понятно - на что рассчитывает этот "бывший"? По-видимому, цинично отрабатывает хлеб, как может, в меру своего уровня.
    Господи, сохрани нас от бывших. Аминь.
    Павел (Владивосток)

       
     


  5. » #4 написал: babich43 (23 июня 2013 09:26)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Эксперт
    публикаций 0
    комментария 943
    Рейтинг поста:
    0
    Нельзя вступить в одну реку дважды,вернуться в капитализм 19го века невозможно.Это видно на примере экономики России, во что она превратилась,уйдя от плановой.Нынешняя американская глобализация, это тоже экономическая пирамида, конец тоже предрешён.Октябрьская революция открыла путь к построению справедливого общества, хочет этого кто то или нет, значения не имеет.В Российской конституции записано, что наша страна, социальное государство.Различие между словами "социальное" и "Социализм", не очень большое.

       
     


  6. » #3 написал: ISI (23 июня 2013 07:58)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Эксперт
    публикация 1
    комментария 1504
    Рейтинг поста:
    0
    Самое смешное, что ведь большевики свергали царскую власть на деньги капиталистов, той же Англии и Германии, а может и Америки. Так что они и явились незаконными отцами выросшего впоследствии коммунизма. Так коммунизм был действительно с человеческим лицом (это мы теперь отлично понимаем,чувствуем на собственной шкуре), а вот капитализм вобрал в себя все отрицательное, что только можно. Ну что ж, будем снова бороться, теперь за капитализм с человеческим лицом.

       
     


  7. » #2 написал: From Ireland (23 июня 2013 07:10)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Эксперт
    публикаций 0
    комментария 1033
    Рейтинг поста:
    0
    Капитализм ущербная система,что мы сейчас наглядно видим. Никогда капиталистические страны не достигнут такого ростя ВВП,как это было в СССР при социализме.


    --------------------
    Если бог есть - тогда зачем зло?
    А может бог не может убрать зло? Тогда бог бесполезен.
    А может бог не хочет убрать зло - тогда зачем он нужен?

       
     


  8. » #1 написал: 23ru (23 июня 2013 07:00)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментария 4
    Рейтинг поста:
    0
    Утопия не лучше Марксовой.Нет, даже хуже - сплошные хотелки безо-всякого обоснования.
    Далеко вам до Маркса, господин бывший...

       
     






» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map