Открытие Северного морского пути для торгового мореплавания может в ближайшее время сильно повлиять на транспортные маршруты в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Эксперты уверены, что переориентация товарных потоков с традиционного пути через Суэцкий канал на более короткий по Северному морскому пути может привести к возникновению новых международных транспортных узлов.
Власти Южной Кореи намерены в августе осуществить проект по доставке грузов из Европы в Корею, используя Северный морской путь. Об этом на днях сообщила министр океанских ресурсов и рыболовства Кореи Юн Чжин Сук. Проект уже прошел стадию обсуждения с ведущими судоходными компаниями страны. По словам министра, компании, которые примут участие в пилотном проекте доставки грузов через Северный полюс, правительство предоставит такие льготы, как снижение или освобождение от портовых сборов.
Возможность использовать высокоширотный маршрут для торговых перевозок выгоден Корее. По заключению корейских экспертов, в случае начала эксплуатации этого маршрута южнокорейский порт Пусан и порты на западном побережье Японии могут превратиться в новые узлы глобального морского судоходства и оттянут на себя значительную часть грузооборота, который сегодня идет через Сингапур и Гонконг.
В Тюменской области в настоящее время прорабатывается возможность прокладки нового транспортного маршрута «Тюмень – Сабетта – Китай». Первая экспериментальная экспедиция уже запланирована на нынешнее лето.
Толчок этом проекту дала поездка на Ямал президента Владимира Путина, когда обсуждались планы превращения Сабетты из небольшого вахтового поселка в крупный порт, через который будет вывозиться сжиженный пригодный газ с ямальских месторождений. По словам губернатора Ямала Дмитрия Кобылкина, через порт будет вывозиться древесина и металл с Урала. Уже рассматривается перспектива включения в маршрут Петропавловск-Камчатского. Ямальский губернатор предполагает возможность закупки на Камчатке морской рыбы и доставки ее на Ямал для переработки на Салехардский комбинат. По его мнению, это может стать стартом для развития новых межрегиональных связей между «северами» и Дальним Востоком.
То, что Россия намерена быстро развивать транспортные возможности северных морей, недавно получило подтверждение в ходе заседания Совета Баренцева моря. Премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая на нем, подчеркнул, что принципиальное значение имеет развитие транспортных коммуникаций, в частности, коммерческое освоение Северного морского пути. По мнению Дмитрия Медведева, это особенно актуально, так как за последние три года объем грузоперевозок по нему увеличился в 10 раз.
Со своей стороны премьер подчеркнул, что «Россия будет модернизировать береговую и портовую инфраструктуру, будет развивать современные системы мониторинга, навигации и связи».
Уже сегодня по Северному морскому пути перевозится большой объем грузов. Как отметил Дмитрий Медведев, сейчас Северным морским путем перевозится 4 млн тонн грузов. Поэтому «цифра в районе 10 млн тонн является абсолютно нормальной, но она может быть и больше», – сказал он.
Слова премьера подтверждают и ученые. Генеральный директор Центрального НИИ морского флота Всеволод Пересыпкин предполагает, что объем грузоперевозок по Северному морскому пути к 2025 году может составить 60–65 млн тонн в год.
Для этого вдоль всего пути Россия создает системы безопасности. По данным, которые сообщил глава МЧС России Владимир Пучков, предполагается создание в Арктике десяти спасательных центров, которые будут прикрывать Северный морской путь, а также обеспечивать безопасность шельфовых месторождений. При этом три центра будут представлять из себя мощные комплексы с авиацией, специализированной техникой, которая способна проводить работы в сложных арктических ситуациях.
По словам Владимира Пучкова, все десять подразделений будут аварийно-спасательными формированиями. Помимо обеспечения безопасности населения, они станут осуществлять и прикрытие Северного морского пути во взаимодействии с морскими спасательными центрами и другими структурами.
Однако к работе на северных маршрутах готовятся не только российские моряки. По данным ЦНИИ морского флота, арктический транспортный флот в настоящее время состоит из 210 транспортных судов, из которых 168 работают под российским флагом. Общая грузоподъемность арктического транспортного флота составляет 2,5 млн тонн, из них грузоподъемность флота под российским флагом – 1,4 млн тонн.
Однако сколь долго продлится нынешний период оттепели в полярных широтах, никто не знает. По мнению руководителя ЦНИИ морского флота Всеволода Пересыпкина, в ближайшее десятилетие может наблюдаться уменьшение количества и толщины льда в Арктике, но затем наступит похолодание, которое продлится до 60-х годов нынешнего века.
Игорь Пономарев Источник: politobzor.net.
Рейтинг публикации:
|