В Иране завершилась избирательная кампания. Результаты выборов оказались достаточно неожиданными – новым президентом Исламской республики стал Хассан Рухани, известный, в большей степени, тем, что выступал в качестве переговорщика по ядерной программе с европейскими странами. Его рейтинг был не очень высок, однако, за несколько дней до выборов бывший президент Ирана Али Акбар Хашеми Рафсанджани, снявший кандидатуру с выборов, призвал своих сторонников отдать голоса за Рухани, что, видимо, и предрешило его победу в первом туре. При этом, победитель предвыборной гонки поставил себя в довольно сложное положение – несмотря на свое образование и предыдущий опыт работы, он практически не имеет опыта административного, который необходим на его новом посту. Об итогах избирательной кампании, о том, чем отличаются Ахмадинежад и Рухани и о том, изменится ли внешняя политика Исламской республики, рассказал Накануне.RU эксперт по Ближнему Востоку Анатолий Эль Мюрид. Вопрос: Выборы в Иране завершились в первом туре, победу празднует Хассан Рухани, который, в общем, не рассматривался в числе фаворитов. Как оцените эти итоги?
Анатолий Эль Мюрид: Дело в том, что Рухани – не политик и не администратор. Он не рассматривался в качестве какой-либо приемлемой кандидатуры. Он, скорее, эксперт, именно поэтому его победа оказалась достаточно неожиданной. Проблемы Ирана находятся либо в экономической области, и там нужен администратор, либо в области внешней политики, и там нужен политик. Поэтому, выбор Рухани оказался достаточно неожиданным для всех и, скорее всего, это результат протестного голосования.
Итоги выборов (кликните для увеличения)
Вопрос: В самом начале кампании кандидат, которого поддерживал Ахмадинежад, был снят с выборов, однако, он, насколько известно, не выполнил своего обещания – жестко на это ответить и опубликовать некий компромат? Почему?
Анатолий Эль Мюрид: Ахмадинежад, несмотря ни на что, достаточно управляемый политик, хоть он и делает вид, что он независимый, самостоятельный и т.д. В Иране вообще очень мало людей, которые могут позволить себе независимость. Ахмадинежад просто был президентом – это в Иране высший административный пост, но, скажем так, не политический. Наверняка нашлись аргументы, чтобы убедить Ахмадинежада не публиковать такие данные.
Вопрос: В целом, кампания прошла в штатном режиме, неожиданностей не было?
Анатолий Эль Мюрид: Да, кампания прошла достаточно буднично, ничего такого не было, за исключением, разве что, того, что в последний момент Рафсанджани призвал голосовать конкретно за Рухани. Рафсанджани, скажем так, один из наиболее уважаемых людей в Иране, именно он привел к власти нынешнего рахбара (Высшего руководителя Ирана – прим. Накануне.RU), во всяком случае, активно этому способствовал.
Он был соратником Хомейни и, и его мнение достаточно весомо. При этом, кроме всего прочего, у Рафсанджани арестованы дочь и сын, но в глазах населения он остается потерпевшим, мученик. А мучеников любят не только в России.
Вопрос: О Рухани говорят как о представителе "реформаторов". Какого рода реформы он мог бы инициировать?
Анатолий Эль Мюрид: Дело в том, что в политической системе Ирана президент не выполняет политические функции. Он может, скажем так, поспособствовать, убедить в чем-то рахбара аятоллу Хаменеи, но право принятия окончательного решения все равно принадлежит именно Хаменеи. Понятно, что только рахбар может инициировать новые политические реформы. Президент – это, в большей степени, административная должность.
Вопрос: В западной прессе уже пишут, что новый президент поспособствует снижению градуса в отношениях страны с Западом, с внешним миром. Есть к тому основания?
Анатолий Эль Мюрид: В переговорах важна не только позиция, но и умение вести эти переговоры. Рухани, если сравнивать с тем же Ахмадинежадом, более гибкий, может быть, более умный человек. Все-таки, биография Ахмадинежада – это биография такого уличного босяка, который пришел к власти, а Рухани – очень умный, образованный человек, он окончил западный университет, он был вместе с аятоллой Хаменеи в эмиграции. Его единственный недостаток в том, что у него нет административного опыта, это серьезный недостаток, но во всем остальном у него достаточно много плюсов.
Вопрос: То есть, иранская власть приобретает более "интеллигентное", в каком-то смысле западное лицо?
Анатолий Эль Мюрид: Можно и так сказать, но тут тоже возникает вопрос. В Москве в свое время тоже пришел к власти Гавриил Попов, вполне интеллигентный человек, в Питере был Собчак – очень интеллигентный тоже, но ведь надо еще уметь управлять.
Вопрос: По сообщениям мировых СМИ, сразу после выборов 4 тысячи бойцов КСИР были отправлены в Сирию в помощь армии Асада. Понятно, что за день такие вопросы не решаются, и до инаугурации, вероятно, решения будет принимать Ахмадинежад. В сирийском вопросе Иран сохранит свою жесткую позицию?
Анатолий Эль Мюрид: Позиции Ирана останутся неизменными по всем вопросам. Что касается контингента КСИР, не совсем понятно, что произошло. Информация в прессе есть, а что произошло на самом деле, никому пока не известно. Если это действительно произошло, думаю, что это симметричный ответ американцам, которые сейчас находятся в Иордании.
Вопрос: И в отношениях Ирана с Россией и странами Запада вы не прогнозируете изменений?
Анатолий Эль Мюрид: Думаю, что если что-то и поменяется, то исключительно на словах – будет риторика несколько помягче. Источник: nakanune.ru.
Рейтинг публикации:
|