Сформировавшаяся на Украине феминистская группа Femen за последние годы прославилась широкомасштабными провокационными акциями и стратегией систематических конфронтаций.
Одина из их наиболее характерных особенностей заключается в демонстрации обнаженной груди, которая символизирует то, что их тело не является инструментом на службе патриархального общества, а принадлежит им самим. Раз женское тело без конца используется мужчинами и СМИ, их акции превращают его в символ сопротивления патриархальному обществу. «Обнаженка» является для женщин способом «вернуть себе свое тело» в борьбе с патриархальной системой.
Некоторые феминистские круги одобряют подобную логику, но я не собираюсь обсуждать здесь их тактику. Я хочу показать, что стремление Femen распространить повсюду именно их тип феминизма придает в некотором роде неоколониальный характер их акциям и движению. Вопрос распространения феминизма возник отнюдь не сегодня. Первая волна феминизма в Европе и США столкнулась со следующим препятствием: женщины основывали эту идеологию на собственном опыте, однако пытались привлечь к ней женщин со всего мира, хотя те жили в совершенно непохожих условиях.
Кроме того, они совершенно не осознавали тот факт, что их жизнь влияет на жизнь женщин в других странах и на других континентах. Так, например, многие из первых феминисток не замечали как империалистическая и колонизационная политика их правительств разрушали жизнь женщин по всему миру. Более того, многие западные феминистки сыграли активную роль в колонизационном процессе, потому что хотели сделать «цивилизованнее» и «современнее» женщин из арабских и африканских стран. По их мнению, феминизм сводился к тому, что арабские и африканские женщины должны стать такими же, как они.
Концепция
Подобный феминизм вызвал ответную реакцию, по большей части со стороны постколониальных феминисток из освободившихся от колонизации стран, афроамериканских и латиноамериканских феминисток из США, а также некоторых европейских и американских феминисток второй волны. Все они заявили, что феминизм представляет собой сложное течение, которое должно отражать разнообразные точки зрения и взгляды женщин со всего мира.
Кроме того, они утвердили представление о том, что женщину определяет не только ее пол, но и такие качества, как раса, национальность, сексуальная ориентация и т.д. Это означало, что феминизм должен принять во внимание все многообразие личностных особенностей и то, как они взаимодействуют друг с другом.
Хотя движение Femen возникло после этого ответного течения, его активистки, по всей видимости, решили восстановить традиции первой волны феминизма. Значительная часть их акций нацелена на мусульманских женщин, которых они намереваются «освободить» и «спасти» от мусульманских мужчин, мусульманской культуры и ислама в целом. Так, например, они однажды появились у подножия Эйфелевой башни в парандже, а затем разделись, чтобы привлечь внимание к тому, что паранджа — это символ угнетения.
В другой раз они решили прогуляться с обнаженной грудью по городскому району с преимущественно мусульманским населением, чтобы убедить мусульманок отказаться от хиджаба. Нет сомнений, что по мнению Femen либерализация имеет совершенно конкретное значение: она заключается в освобождении от угнетающей религии, культуры и одежды. С такой точки зрения, чем больше на вас одежды, тем сильнее вы угнетены. И только в таких условиях решение обнажиться может рассматриваться как акт эмансипации. Тем не менее, такая логика привязывает освобождение женщин к их телу и манере одеваться, что создает чрезвычайно большие проблемы. Кому вообще надлежит решать, какая одежда угнетает женщину, а какая нет?
Не меньшие сложности создает и мысль о том, что все женщины, которые носят паранджу или хиджаб, по умолчанию угнетены и нуждаются в освобождении. Такие убеждения отражают определенное евроцентристское восприятие мира, которое никак нельзя назвать универсальным и всеобщим.
Моя точка зрения как феминистки заключается в том, что у женщин должен быть выбор. Этот выбор по большей части зависит от социокультурного, экономического и политического окружения и ни в коем случае не может быть продиктован извне. Последние акции Femen в Тунисе демонстрируют, насколько они оторваны от реалий Ближнего Востока и Северной Африки. Они не способствуют осознанию существующих проблем, а наоборот вызывают враждебность общества: оно воспринимает их как иностранок, которые пытаются навязать свое представление о женщине в продолжение прошлого колониального процесса.
На Ближнем Востоке и в Северное Африке зародился широкий спектр движений, проектов и акций по феминистским и схожим вопросам. Если цель Femen — это солидарность с женщинами со всего мира, то этим активисткам для начала нужно установить связь с местными группами и спросить у них, каким образом они могут им помочь. Политика солидарности в постколониальном мире с его выраженным дисбалансом сил — это сложный процесс, и он не приведет никуда, если такие группы как Femen продолжат навязывать всем свою точку зрения и утверждать, что их феминизм единственно верный.
Чернокожие женщины уже давно стремятся донести до всех мысль, что феминизм может помочь им только в случае его диверсификации: он не должен опираться исключительно на опыт белых американок-гетеросексуалок из среднего класса. К сожалению, освещение в СМИ акций Femen подрывает существующие достижения в данной области.
Кроме того, существующая международная обстановка, в которой мусульман уже считают источником проблем, серьезно осложняет ситуацию. В любом случае, критику в адрес Femen уже можно считать положительным моментом, поскольку с ней выступили как американские феминистки, так и феминистки из южных стран.
Главная мысль в этой критике заключается в том, что феминисткам нужно не допустить изоляции определенных групп женщин. И понять, что феминизм может победить только в том случае, если примет плюрализм голосов и мнений.