Райнер Херманн
Фото: Reuters
Среди протестующих в Турции много алевитов. Они считают, что подвергаются всё большему нажиму со стороны Эрдогана и его «Партии справедливости и развития», и боятся дальнейшей дискриминации – или даже ещё худшего.
Среди демонстрантов, вышедших на акции протеста против строительства на месте парка Гези торгового центра и всё более авторитарного стиля правления премьер-министра Тайипа Эрдогана, тон задавали алевиты (субэтническая, религиозная и культурная община в Турции в количестве нескольких миллионов человек; не следует путать с алавитами – прим. пер.). Они – единственная общественная группа, которую Эрдоган и его «Партия справедливости и развития» так и не смогли перетянуть на свою сторону.
За прошедшие месяцы недоверие алевитов к сунниту Эрдогану получило новые обоснования. Так, он поддерживает в Сирии вооружённых суннитских повстанцев, борющихся с тамошними алавитами. Турецкие алевиты и сирийские алавиты носят сходное название, и те, и другие исповедуют шиизм. Они особо почитают, почти обожествляют, Али, зятя пророка Мухаммеда. В ходе истории сунниты преследовали тех и других как еретиков, а то и вообще, как неверных.
Страх перед новыми гонениями
Среди алевитов растёт чувство страха, что они снова могут подвергнуться гонениям, что было обыденным делом во времена Османской империи. Эти опасения получили дополнительный стимул, когда президент страны Абдулла Гюль и премьер-министр Тейип Эрдоган 29 мая, в годовщину османского завоевания Константинополя, заложили камень в фундамент третьего моста через пролив Босфор, огласив его будущее название. После того как второй мост удостоился имени Мехмеда Фатиха, покорителя Стамбула, третий мост должен будет носить имя Селима Явуза, султана халифата в период 1512-1520 гг. Селим по прозвищу Явуз (означает не только «грозный», но и «жестокий») перенёс в 1517 году столицу халифата из Каира в Стамбул. Свои важнейшие войны он вел на Востоке против нового владычества иранской династии Сефевидов. При этом он выступил самым жестоким палачом алевитов за всю их историю. Выбор такого имени для названия моста подверг критике, к примеру, пресс-секретарь общины алевитов в Кайсери Рюстем Гюмюш. В качестве названия можно было использовать имена и других исторических личностей, например, почитаемого всеми турецкими мусульманами мистика Руми.
Различные пути традиций
Алавиты и алевиты происходят от различных линий традиционного ислама. Сирийские алавиты ведут свою родословную от Мухаммеда Бен Нусайра, предположительно получившего тайные откровения от одиннадцатого имама шиитов. Эта традиция зародилась на юге нынешнего Ирака. Напротив, религия турецких алевитов принесена в Анатолию племенами тюрков из Центральной Азии. Где странствующие дервиши, мистически толковавшие ислам и почитавшие Али, обращали в свою веру кочевнические тюркские племена.
Мистика находила больший отклик у простого народа, чем книжная религиозность ортодоксального суннитского ислама. Так в Анатолии возникла религия, сложившаяся из элементов шаманских верований тюрков Центральной Азии, ислама и влияния гностиков. Её приверженцы в политическом смысле находились под властью султана из суннитских османов, но почитали они и шейхов из династии Сефевидов в Ардебиле, расположенном в сегодняшнем Иране. Уже изначально эта религия лишь незначительно отличалась от той, которой придерживаются алевиты.
Освобожденные Ататюрком
Когда шейх Исмаил в 1501 году провозгласил в Ардебиле шиизм государственной религией, алевитов стали считать в своей стране пятой колонной Сефевидов и подвергли безжалостным гонениям. Самым жестоким в этом плане оказался Селим Явуз. По словам алевитов, на его совести 70 тысяч убитых единоверцев, сунниты считают эту цифру завышенной. Алевиты, составляющие сегодня пятую часть населения Турции, смогли тогда выжить лишь в отдалённых районах Анатолийского нагорья. Ататюрк освободил их от прямого гнёта и притеснений, но их дискриминация в республике уже никогда не прекращалась. Поскольку кроме религии поводом для подозрений служит и политическая поляризация: в то время как сунниты, по большей части, традиционно придерживаются консервативно националистических взглядов, алевиты, столь же традиционно, относятся к турецким левым, и кроме того, составляют костяк левоэкстремистских групп. Едва ли удастся найти алевитов на офицерских должностях в армии, да и на гражданской государственной службе они также вряд ли занимают ключевые позиции.
На налоги, полученные с алевитов, государство строит в их общинах суннитские мечети, школьники-алевиты должны посещать религиозные занятия с обязательной суннитской программой. Бойни и погромы алевитов известны ещё с 15-го века. В 1416 году суфийский вольнодумец Бедреддин возглавил мятеж, за что был казнён четырьмя годами позже. За последние десятилетия массовые убийства алевитов, учинённые суннитами, происходили в городах Малатья (1977), Кахранмараш (1978), Корум (1980), Сивас (1993) и в городском районе Стамбула Газиосманпаша (1995). Ввиду такого исторического опыта, нетрудно понять нервозность реакции алевитов на вмешательство премьер-министра в сирийскую гражданскую войну, а равно и то, что выбор названия для третьего моста через Босфор воспринят ими как новый вызов на бой.
Источник: inoforum.ru.
Рейтинг публикации:
|