Юрий Романенко, "Хвиля"
После известия о разводе Владимира Путина и Людмилы Александровны, интернет захлестнула волна ироничных текстов, фотожаб и прочих атрибутов эмоциональной реакции народа на игры власть предержащих.
Некоторые экзальтированные женщины и мужчины взывают к совести гогочущей публики, дескать, нельзя реагировать так бесстыдно на человеческие страдания и нужно проявлять сострадание и прочие христианские добродетели в сию тяжелую годину.
В ходе споров с такими гражданами возникла тема, показавшаяся мне очень любопытной и требующая детального рассмотрения.
Моя позиция заключается в том, что подобные события нужно смотреть исходя из мотиваций политического игрока в рамках его Большой игры, соответственно, и последствий. Высокий уровень ставок подразумевает соответствующие мотивации. Мне посоветовали посмотреть на ситуацию с позиции маленького человека. Действительно, а что значит смотреть на политику глазами обывателя? Стоит ли это делать в принципе?
Я склоняюсь к тому, что в данном ракурсе большой политики бессмысленно смотреть на нее с позиции маленького человека. Потому что «маленький человек» в худшем случае наблюдатель шоу, в лучшем случае — статист (впрочем, вопрос что еще лучше). Большинство людей воспринимают политику как большой сериал длиною в их жизнь.
Например, вчера 52% зрителей шоу Шустера на телеканале «Интер» заявили. что Путин поступил неправильно, т. е. не должен был разводиться с женой. Цирк! Откуда зрители знают нюансы отношений Путина и Людмилы? Что чету толкнуло к такому решению? Они в их спальне сидели? А раз так, то кто они такие, чтобы выносить свое суждение об этом? Наконец, что Путин? Должен жить в зависимости от того, что какая -то тетя Клава думает о его жене и разводе с ней? Почему тогда страной правит Путин, а не тетя Клава?
Лить слезы по поводу развода Путина — все равно что стонать по поводу страданий актеров сериала «Великолепный век». Вы же наверное рыдаете, когда видите рыдания Роксоланы? Ну, наверняка рыдаете… А какое это имеет отношение к вашей реальности? Да никакой. Вы просто погружаетесь в атмосферу страсти. Впрочем, это и есть задача сериалов, и, в более широком смысле, искусства. Чем эмоциональнее реакция, тем лучше управлять толпой, по ходу собирая с нее деньги и прочие ресурсы. Кстати, Виктор Пелевин в «Бэтмане Аполло» это абсолютно точно подметил на примере феномена «баблоса» которым питались вампиры. Страдание — есть форма управления, также как и любая форма человеческой эмоции, толкающая обывателя на какое-то действие. Хочешь управлять людьми, то будь способен вызывать у них эмоции.
В политике точно также. Если политик начинает проявлять эмоции неконтролируемо, то наверняка окажется на свалке. Эмоции — удел низов. Они потому и низы, что неспособны совладать собой. Власть подразумевает волю и контроль. Прежде всего, над самим собой. Потому верхи рациональнее низов. Всегда и везде. И чем выше эта рациональность, тем сильнее их власть. Тем более она непоколебима. Рациональность элиты словно утес возвышается над бушующим океаном страстей «маленьких людей»
Именно в этой плоскости лежит непонимание обывателей, почему политики заключают противоречивые союзы, меняют свои взгляды, вообще выглядят как «проститутки». Например, Сталин заключает союз с Францией и Чехословакией, а потом с Гитлером, чтобы, в конце концов, в составе антигитлеровской коалиции разгромить нацистов. Или США сначала поддерживают Саддама Хусейна, потом с ним воюют, потом его не добивают, потом опять воюют и де-факто убивают. Ужасная беспринципность, — скажет обыватель.
Он не понимает этих кульбитов, поскольку судит о ситуации исходя из того, как это выглядит с точки зрения представлений о добре и зле, морали и так далее.
Суверен смотрит на ситуацию исходя из целей и результата.
Обыватель соотносит себя с ситуацией, правитель ее формирует. Обыватель может позволить себе эмоциональную реакцию, потому что она не изменит сути вещей. Избиратель любит сегодня Тимошенко, завтра Януковича, послезавтра проклинает их обоих. Изменение его настроения лично ему не несет угрозы. Его личный риск минимален.
Правитель должен избегать эмоций, потому что они могут привести его поражению, где его цена будет очень высокой. Политика — это всегда риск, а риск может быть снижен только рациональностью, просчетом, ну и, конечно же, интуицией и везением. Первые две величины есть приобретаемая величина, две последние — нет. Потому правитель всегда стремится к более высокому типу организации, поскольку это повышает его шансы сохранить свои позиции в игре.
Потому не нужно жалеть Путина..... Источник: hvylya.org.
Рейтинг публикации:
|