Эрдоган не отступает
Впервые за время беспорядков премьер-министр выступил перед соотечественниками
Реджепа Тайипа Эрдогана, вернувшегося из поездки по странам Северной Африки, в аэропорту Стамбула встретили тысячи сторонников. Они скандировали лозунги в поддержку премьера. Эрдоган заявил, что не потерпит насилия и провокаций, потребовал прекратить столкновения и остановить акции протеста, которые нарушают законы.
«Я призываю к прекращению демонстраций, которые перестали быть демократическими, а превратились в вандализм», - подчеркнул он. Премьер также поблагодарил своих сторонников за то, что они сохраняют спокойствие. При этом он принес извинения за действия полиции, в результате которых пострадали экологи, митинговавшие против сноса парка в Стамбуле. Он пообещал разобраться и наказать виновных.
При этом накануне своего возвращения, находясь в Тунисе, Эрдоган сказал, что правительство не откажется от своих экономических задач и от сноса парка Гези.
За день до возвращения премьера митингующие выдвинули кабинету министров несколько условий для прекращения протестов. Основное требование - сохранение в нынешнем виде парка Гези в Стамбуле, полный запрет на использование полицией слезоточивого газа при стычках с демонстрантами и расширение демократических свобод, в том числе - свободы слова и самовыражения. Кроме того, демонстранты требуют «отстранения от должностей всех чиновников, ответственных за насилие против мирных манифестантов и освобождения всех участников событий, арестованных в ходе прошедших акций протеста».
«В демонстрациях участвуют представители разных политических лагерей, которых объединили нелюбовь к премьеру Эрдогану и усталость от политики его правительства», - считает турколог МГИМО Владимир Аватков. Однако проблема заключается в том, говорит эксперт, что у них нет лидеров, отсутствуют и единые политические требования. Как он напоминает, на парламентских выборах в 2011 году голоса избирателей разделились пополам: за правящую Партию справедливости и развития и против нее проголосовали примерно по 50 процентов. По мнению В. Аваткова, «худшим вариантом развития событий теперь могут стать ответные протесты сторонников Эрдогана».
Попытка премьер-министра Турции представить антиправительственные протесты как результат усилий оппозиционных отщепенцев вписывается в модель того, как многие исламистские политические лидеры реагируют на критику своих режимов, полагает американская «Ю-Эс-Эй тудей». Исламистские лидеры в Египте, Тунисе и Турции продемонстрировали пренебрежение к взглядам оппозиции, которое вызвало раздражение, усиливающее народные волнения и нестабильность. Как сказал Шади Хамид, директор по исследованиям аналитического «Брукингс-центра» в столице Катара Дохе, эти лидеры считают, что победа на выборах дает им мандат и значительную свободу воплощать в жизнь собственное видение, даже перед лицом существенного противодействия: «Там мало считаются с идеей консенсуса и учетом позиций электоральных меньшинств». Вот и Эрдоган не отказался от плана строительства торгового центра и мечети на исторической площади в Стамбуле, против которого выступали митингующие, продолжает американский журналист. «Я не намерен ждать разрешения (от оппозиции – ред.) или от горстки мародеров», - напоминает газета слова премьера.
В Турции не ожидается переворота. Сравнения с «арабской весной», например с Египтом, неуместны, пишет швейцарская «Нойе цюрхер цайтунг». Несмотря на усиливающуюся критику, Эрдоган прочно держится в седле и, вероятно, победил бы на выборах даже сейчас, уверен автор материала. Однако он замечает: последние дни показали, что премьерская Партия справедливости и развития больше не является единым блоком.
Французское электронное издание «Слейт» анализирует роль, которую могут сыграть военные в продолжающихся беспорядках. «Основатель Турецкой Республики Мустафа Кемаль Ататюрк превратил свою страну в современную и светскую демократию, - указывает автор. - И доверил армии роль гаранта ее движения по намеченному пути. Именно это было целью нескольких государственных переворотов, которые не раз меняли управляющие институты страны. Премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган захотел ликвидировать эту зависимость от армии: он сместил с постов или отправил за решетку ключевых генералов по лживым обвинениям в подготовке заговора». Теперь же, прогнозирует «Слейт», по всей видимости, турецкие военные дожидаются серьезного обострения ситуации с экономической, политической и международной точек зрения, чтобы затем выступить в роли спасителей нации. Тем не менее, они поступят так, только если большинство населения обратится к ним с подобным призывом, резюмирует издание. Источник: stoletie.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Главные редакторы
публикации 32764
комментариев 24112
Рейтинг поста:
Новость публикует The telegraph:
Реджеп Тайип Эрдоган обвинил вчера Великобританию и другие страны в двойных стандартах после того, как Европейский Союз призвал провести расследование относительно «чрезмерного» применения силы полицией страны против протестующих.
Спустя день после призыва и к противникам, и к сторонникам «разойтись по домам» и закончить массовые протесты, продолжающиеся по всей Турции, премьер-министр защищался от критики международной общественности.
Он спросил «А где было возмущение по поводу слезоточивого газа» для разгона протестующих Оккупай в США.
Эрдоган также указал на протесты в Лондоне и остальной Европе.
"Подобные протесты имели место в Великобритании, Франции, Германии и более крупные — в Греции. Все они являются членами Европейского Союза", — сказал он.
Комментарии прозвучали на конференции в Стамбуле, где Штефан Фюле, комиссар по расширению, выступал перед переговорами по давнему стремлению Турции присоединиться к ЕС.
Турецкий полицейский использует слезоточивый газ против женщины в первый день турецких протестов (Reuters)Г-н Фюле осудил применение суровых мер в отношении протестующих на этой неделе. Тысячи были ранены, включая нескольких ослепленных человек, во время демонстраций, полицией по охране общественного порядка, применившей слезоточивый газ и резиновые пули прямо по толпе, главным образом при отсутствии провокации.
«Мирные демонстрации составляют законный способ для… групп выразить их мнение в демократическом обществе. Злоупотреблению силой полицией против этих демонстраций нет места в такой демократии», сказал г-н Фюле в речи на конференции, где г-н Эрдоган сидел в переднем ряду.
Фюле признал, что правительство принесло извинения за полицейские атаки, но потребовал проведения надлежащего возмездия и «быстрого и прозрачного расследования».
Протесты также держат в напряжении полицию с офицерами, работающими долгие часы и жалующимися на «истощение» после нескольких дней «сна на улицах и в патрульных машинах» и страдания от социального отчуждения из-за последововших приказов.
Г-на Эрдогана, возвращающегося от поездки до Северной Африки рано в пятницу, приветствовали в аэропорту несколько тысяч его сторонников -впервые они сделали крупномасштабную общественную демонстрацию поддержки с момента начала антиправительственных демонстраций.
Премьер-министр, стремясь избежать того, что почти наверняка привело бы к кровавым столкновениям, отклонил это предложение своих сторонников, убеждая вместо этого обе стороны прекратить демонстрации.