Столкновения полиции с участниками протестной акции в парке Гези (Таксим) 31 мая 2013 года привели к социальному взрыву, вместе с которым на историческую сцену вышел новый и активный деятель – поколение 90-х. Пока сложно предвидеть финал этих событий, но мы можем быть уверены: перед нами - новая историческая ситуация, и главное действующее лицо – рожденные в последнее десятилетие прошлого века. Это достигшие совершеннолетия господа, которые пытаются управлять Турцией!
Итак, вы оказались в условиях абсолютно новой ситуации. Понять это «новое» с помощью прежних форм мышления и существующих средств совершенно невозможно. Спонтанное движение, не относящееся к какому-либо центру и не имеющее координации и организации… Эти люди не вписываются в сложившуюся в вашем сознании политическую классификацию. Вы полагаете, они вне политики и не имеют отношения к политической партии или организации. А на самом деле – они «вне устоявшейся политики».
Не судите о них по ярким красным плакатам, которыми пестрит площадь Таксим. Проблема тех, кто их развесил, – опять же вы: этого не случилось бы, если бы 1 мая эта площадь не была для них закрыта. Но они - не оппоненты для вас. Эту проблему вы не станете решать с ними. Но если не они, то кто? Республиканская народная партия? Нет, ей нет места в контексте этого феномена.
1 июня в Таксиме мне довелось увидеть, как, казалось бы, сотни тысяч людей наводнили площадь, проспекты Сырасельвилер, Истиклаль и переулки района. И подавляющее большинство этой массы – именно поколение 90-х. С ними можно было и не разговаривать, чтобы понять, чего они хотят. Было достаточно просто их видеть. Если бы на занятых ими улицах вы лицезрели, как они раскрепощенно ведут себя, потягивают пиво и обмениваются поцелуями, вы бы поняли, что они требуют свободы.
Было достаточно видеть стены, испещренные граффити, слышать скандируемые ими лозунги, и тогда стало бы ясно: проблема номер один – премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган. На втором месте – жестокость полиции, на третьем – пресса, которую они обвинили в безразличии к происходящему.
На мой взгляд, сформировать представление о поколении 90-х поможет сравнение его представителей с их «дедами» и «отцами». Для поколений 1968-го и 1978-го годов было характерно в первую очередь приобретение идеологических основ. Только после этого ради таких идеалов, как «народ» и «мир без эксплуатации», утопические поиски которых они вели длительное время, был брошен вызов государству. Поколение 90-х вышло на площадь не во имя абстрактного народа, находящегося вне их собственных реалий, а ради своих свобод и индивидуальных прав, ведь они и есть тот самый народ. Возможно, они «вне устоявшейся политики», однако символизируют совершенно новый характер политизации. Это политизация вокруг требования свободы…
В стране, где все более ущемляются и без того ограниченные права, марш на улицах под флагом свободы представляет собой политическую акцию. И это отделяет их от закрепившегося консервативного большинства, требующего не свободы, а привилегий.
Поколение 90-х отказалось быть «неолевантинцами», которым словно в качестве одолжения разрешено ходить в свои учебные заведения, заниматься торговлей и прочим, но им отказано в самом праве иметь политическую точку зрения и участвовать в построении будущего страны, гражданами которой они являются.
Еще одно отличие: если идеи политизированной молодежи 1968 и 1978 годов в целом не поддерживались представителями старшего поколения, то сегодня ситуация складывается совершенно иным образом, и требования как рожденных в 90-е, так и их родителей едины.
Поколение 90-х не находится под тяжелым давлением военного режима, установленного 12 сентября 1980 года, а также под воздействием пыток и деполитизации данного периода. Они новые: не знают, не узнают, не интересуются. Так же, как и не внемлют риторике несправедливости, на которую премьер-министр Эрдоган имеет право, проведя однажды 4 месяца в тюрьме за прочтенное на митинге стихотворение. Их возмущенность нынешним правителем не снижается и фактом преследований исламистов и премьер-министра Эрдогана участниками военного переворота 28 февраля 1997 года. Ведь тогда все они были еще совсем детьми.
Обратимся к первому опросу участников этого народного восстания, который провели преподаватели Университета «Бильги» в Стамбуле Эсра Эрджан Бильгич и Зехра Кафкаслы. В опросе с 3 по 4 июня в режиме онлайн приняли участие 3 тысячи протестующих, и, согласно его результатам, в качестве основной причины протеста названа авторитарная позиция премьер-министра (это отметили 92,4%). Далее следуют такие основания, как жестокость полиции (91,3%), нарушение демократических прав (91,1%), молчание прессы (84,2%) и вырубка деревьев (56,2%). Примечательно, что только 7,7% опрошенных были направлены на протестную акцию определенным политическим движением. Таким образом, можно сделать вывод, что это неорганизованное выступление.
Большинство протестующих причисляет себя к «либералам» (81,2%). 64,5% отметили, что они - «сторонники светской идеологии». Кем они не являются – так это электоратом Партии справедливости и развития (92,1%) и консерваторами (75%). 54,4% заявили, что не аполитичны.
При этом подавляющее большинство (79,5%) однозначно выступают против военного переворота, и лишь 6,6% поддерживают эту мысль. 70% протестующих отметили, что нет ни одной политической партии в Турции, идеи которой им были бы близки, и только 15% отнесли себя к сторонникам определенной политической силы. 37% считают необходимым создание новой политической партии.
Оригинал публикации: ‘90 Kuşağı’na merhaba deyin
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 58
Рейтинг поста: