Том Майлз
Россия давно обещает продать зенитную систему С-300 и Ирану, и Сирии, но каждый раз сделки откладывались.
Женева. Обещание России поставить зенитные ракеты Дамаску в момент, когда мировые державы пытаются положить конец сирийской гражданской войне, указывает на повторяющийся сценарий использования этого комплекса оружия в качестве рычага воздействия в ее противоборстве с Западом.
Россия заявила, что она взяла на себя обязательство продать зенитные ракеты С-300 в качестве сдерживающей меры против иностранной военной интервенции в рамках контракта, заключенного в 2010 году с президентом Башаром Асадом.
Но западные державы, которые пытаются вместе с Россией организовать международную конференцию, чтобы остановить длящийся 26 месяцев конфликт, говорят, что такая поставка будет весьма нецелесообразной.
"Никто не знает, будет ли эта конференция успешной, но это неверный посыл, сделанный Россией миру и региону, о поставке С-300 или другого оружия", - сказал в пятницу германский министр иностранных дел Гидо Вестервелле.
Секретные депеши WikiLeaks показывают, что Россия уже играла ранее в эту игру, в особенности в отношении комплекса дальнего действия С-300, который Израиль, со своей стороны, считает "красной линией" в плане угрозы его воздушному пространству.
Решимость России поставить комплекс Сирии является зеркальным отражением более раннего обязательства перед Ираном, хотя она долгое время уверяла дипломатов, что у нее нет намерения поставить С-300 этим двум странам, как показывают депеши.
Россия хорошо осведомлена о "дестабилизирующем" воздействии поставок такого оружия как С-300 на Ближний Восток, были процитированы в одной депеше 2008 года слова Виктора Симакова, советника по вопросу Израиля и Палестины в российском МИД.
"Симаков подтвердил, что Россия очень хорошо понимает обеспокоенность Израиля в отношении получения Сирией или Ираном ракетных систем "Искандер" или С-300", - говорится в депеше.
Сирия расстроила ранее Россию тем, что позволила более ранней поставке противотанковых ракет попасть в руки ливанской "Хезболлах", и Россия пообещала более жесткий "контроль за конечным пользователем" в будущем.
Сирия попыталась получить ракеты в 2008 году, предложив России разместить ее собственную систему ПРО на своей территории, сопоставимую с американской ПРО в Европе, против которой возражает Россия.
Хотя Россия все же подписала контракт в 2010 году, она не согласилась на тот момент; обещание Израиля не продавать оружие Грузии во время грузинско-российской войны в августе того года, возможно, перевесило предложение Сирии.
В конце 2008 года усиливались предположения, что Россия планирует выполнить свой контракт 2005 года на поставки С-300 Ирану. Но российские официальные лица заверили американского поверенного в делах в Москве, что поставка не будет завершена, пока Иран не выполнит свои обязательства по ядерному вопросу, согласно одной депеше.
Но к началу 2009 года, казалось, что продажа системы должна вот-вот состояться, и Вашигтон попросил шесть союзных ближневосточных стран безотлагательно поднять этот вопрос с Россией.
Этот шаг, по-видимому, оправдал себя, хотя тогдашний посол США в Москве Джон Байерли ожидал, что Россия продолжит лоббировать этот вопрос по финансовым, политическим и внешнеполитическим причинам.
Продажа Ирану была всего лишь "заморожена", сказал заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков американскому сенатору Карлу Левину в 2009 году, и намекнул, что Россия не хочет, чтобы ее действия снова ставили под вопрос.
"Чем меньше мы слышим об этом из Вашингтона, тем лучше", - были процитированы слова Рябкова в депеше за апрель 2009 года.
Российские официальные лица заявили Амосу Гиладу, бывшему тогда главой военно-политического бюро в Министерстве обороны Израиля, что ракеты не будут поставлены Ирану по политическим причинам.
"Но Гилад сказал, что русские пересмотрят этот политический расчет, если Соединенные Штаты продолжат следовать своим планам ПРО в Польше и Чешской Республике", - сказано в депеше от 30 июля 2009 года.
Россия в конечном счете отменила продажу в 2010 году в результате того, что могло быть взаимным соглашением с израильтянами, которые согласились продать России беспилотники, чтобы уменьшить ее военно-технологический разрыв с Грузией.
"Так или иначе поставки С-300 стали барометром наших двусторонних отношений", - написал посол Байерли в 2009 году.
Источник: perevodika.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 153
Рейтинг поста: