Дэвид Кеннер
Когда турецкий премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган выступил с речью в Вашингтоне две недели назад, он не останавливался подробно на кризисе в Сирии или мирном процессе на Ближнем Востоке. Вместо этого он хотел поговорить о проекте строительства: его правительство заключило недавно сделку на 29 миллиардов долларов для строительства третьего аэропорта в Стамбуле. Аэропорт сможет обслуживать 100 миллионов пассажиров в год, похвастался он, что потенциально сделает аэропорт крупнейшим в мире.
"Турция не говорит сейчас об остальном мире", - сказал Эрдоган в Институте Брукингса, в то время как бизнесмены из свиты, приехавшие вместе с ним в Вашингтон, находились среди зрителей. "Это мир говорит о Турции".
Слушая турецкого премьера, вы бы никогда не догадались, что защитники окружающей среды давно жалуются на экологические издержки этого проекта, в то время как градостроители обеспокоены, что проект может даже усугубить и без того тяжелую проблему с движением транспорта.
Неудержимый экономический рост Турции, хотя и является несомненно впечатляющим, также может помочь объяснить, почему граждане вышли с протестами по всей стране в эти выходные. Искрой для демонстраций, которые полиция пыталась подавить масштабным применением слезоточивого газа, стало решение местных властей превратить Парк Гези - редкий оазис зелени в центре Стамбула - в копию казарм эпохи Османской империи и торговый центр. "Платформа Таксим", группа местных жителей, давно призывает к пересмотру проекта, чтобы уладить разногласия с жителями. Но до начала демонстраций в пятницу чиновники из партии Эрдогана продавили проект указом, без особых общественных обсуждений своих планов.
Эта история не нова для Турции. В пяти минутах ходьбы от Парка Гези находится Тарлабаси, рабочий район, который давно стал домом для тех, кто живет на обочине городской жизни - сто лет назад это были греческие, еврейские и армянские ремесленники; сегодня это члены курдского меньшинства, переселившиеся сюда, чтобы избежать кровавого восстания на юго-востоке Турции. Как это характерно для правительства Эрдогана, оно вскоре вмешалось, чтобы построить более красивый Тарлабаси: как написал в FP Петр Залевский, оно использовало широко известный закон о полной и абсолютной собственности недвижимости, чтобы заявить права на большую часть района, разрешив частной девелоперской компании трансформировать его в престижный район с роскошными жилыми домами и торговыми центрами. В то время как Тарлабаси был объявлен в 2006 году "районом городской реконструкции", жители узнали о запланированном сносе своих домов только в 2008-м.
Для стамбульцев, выступающих против Эрдогана, премьер-министр не только переделывает их город, не спрашивая их мнения, - он поддерживает новую узкую группу бизнесменов, обязанных ему. Компания, которая выиграла контракт на реконструкцию Тарлабаси, принадлежит Calik Holding, президентом которого является зять Эрдогана. Отношения симбиоза между бизнесменами и политиками, по-видимому, живут и здравствуют в Турции Эрдогана.
В получасе езды от Парка Гези на севере находится мост Султан Селим Явуз, соединяющий европейскую и азиатскую части Стамбула. Хотя Эрдоган однажды назвал планы предыдущего правительства построить третий мост "убийством", пожаловавшись, что это будет означать "убийство оставшихся зеленых районов" города, он с тех пор сделал этот масштабный инфраструктурный проект своим собственным. Защитники окружающей среды беспокоились, что строительство моста потребует срубить 2,5 миллиона деревьев, а градостроители указали, что это приведет к разрастанию города - но парламент Турции тем не менее одобрил законопроект, разрешающий реализацию проекта, без одобрения градостроительными органами. Даже название моста вызвало споры: в то время как многие турки-сунниты чтят Султана Селима Явуз как османского султана-победителя, алевиты помнят его как лидера, устроившего резню членов их общины.
Такие спорные инфраструктурные проекты не ограничиваются Стамбулом. Анна Луи Сассман написала в FP в прошлом году о том, как правительство Эрдогана использовало усилия по "реконструкции города", чтобы реализовать свои консервативные планы в столице Анкаре. Конкретно - оно нацелилось на секс-торговлю в городе, которая давно регулировалась государством - приказав полиции преследовать проституток на основании вымышленных обвинений, и снеся бордели, чтобы построить престижные новые районы.
Конечно, потрясающий экономический рост Турции является источником силы для Эрдогана - премьер-министр не упускает ни одной возможности упомянуть, что ВВП утроился, пока он находился у власти. И жалобы протестующих не ограничиваются одним только неправильным развитием города: многие вышли на улицы, чтобы выразить свое недовольство тем, что они считают деспотическим стилем премьер-министра, его замедленной исламизацией страны и жестокостью полицейских. То, что увидела Турция в эти выходные, является соединением всех этих обид в Парке Гези. Источник: perevodika.ru.
Рейтинг публикации:
|