Грандиозные планы Европы в отношении газопровода из Каспийского моря, который должен был уменьшить зависимость её восточных государств от России, возможно, были необратимо расстроены ещё более масштабным российским проектом.
По мере того, как Азербайджан приближается к точке принятия решения по вопросу о том, какой трубопровод выбрать для своего будущего экспорта, план «Набукко», который давно был любимцем Европейского Союза, может проиграть более скромному Трансадриатического трубопроводу (TAP) через Грецию на юг Италии.
В сложном уравнении, основанном на политике в не меньшей степени, чем на экономике, TAP находится в более выгодном положении по сравнению с трубопроводом «Набукко» в Австрию, учитывая наличие российского проекта по строительству $39-миллиардного «Южного потока».
«Вопрос в том, жизнеспособен ли Набукко, если будет построен «Южный поток», – говорит старший энергетический аналитик исследовательского центра IHS Эндрю Нефф
Решение о выборе между TAP и «Набукко» ожидается от партнёров консорциума «Шах-Дениз», возглавляемого оператором газового месторождения BP и азербайджанской государственной энергетической компанией SOCAR, в июне.
У Евросоюза нет прямого голоса при выборе, но его недавний переход от поддержки «Набукко» к «проектному нейтралитету» мог сыграть значительную роль. Теперь ЕС говорит, что был бы рад любому из проектов или даже им обоим.
«Произошла разительная перемена», – сказал Reuters директор TAP по внешним связям Майкл Хофман.
Официальный представитель «Набукко» Кристиан Долежаль, тем не менее, сказал, что проект сохранил сильную политическую поддержку.
Опера
Изначально план Европы предполагал строительство одного трубопровода протяжённостью 3900 км от самого Азербайджана, сквозь Турцию и далее через Балканы. Он был назван именем «Набукко» в честь эпической оперы Верди с её воодушевляющим хором, который учредители слушали в венской опере в 2002 году.
Хотя размах проекта с ведущим участием австрийской OMV и был уменьшен до 1300-километровой версии, соединённой с турецкой трубой, он продолжал пользоваться благосклонностью как со стороны Брюсселя, так и Вашингтона.
И не в последнюю очередь это было вызвано тем, что «Набукко-Запад» должен был пересечь бывшие страны восточного блока, которые больше всего зависят от России в плане энергии – несмотря на то, что первичные азербайджанские поставщики газа обеспечат всего лишь 2 процента от потребностей ЕС.
Длина газопровода TAP составляет всего 800 км, включая участок по морскому дну до Южной Италии. Его ведущими акционерами являются швейцарская AXPO и Statoil, у которой есть доля в азербайджанских газовых месторождениях.
Экономическое обоснование выглядит относительно сбалансированным у обоих проектов.
Стоимость «Набукко» можно оценить в размере менее 8 миллиардов долларов, при этом по подсчётам одного азербайджанского эксперта, TAP будет на 500 миллионов долларов дешевле, однако «Набукко» мог бы предоставить доступ к большему количеству рынков.
«И у того, и у другого есть преимущества и недостатки», – говорит ведущий научный сотрудник Центра стратегических исследований при президенте Республики Азербайджан Гульмира Рзаева.
Всё изложенное делает политику даже ещё важнее.
Уловка
Выбор в пользу TAP, который не проходит по территориям, где традиционно доминировала Россия, может быть для Азербайджана политической уловкой. Последний в целом примкнул к Западу, но не заинтересован в конфликте со своим бывшим советским господином.
Россия начала строительство «Южного потока» в декабре и надеется поставлять по нему в Европу газ задолго до 2019 года, когда в Европейский Союз должен пойти азербайджанский газ.
Находящийся под контролем «Газпрома» 2500-километровый «Южный поток» пересечёт Чёрное море, а затем пойдёт маршрутом, близким к маршруту «Набукко-Запада». Планы относительно южного направления, которые могли бы составить конкуренцию TAP, были забракованы, что является ещё одним стимулом для соперника «Набукко».
Выгоды для себя усматривают и страны Южной Европы.
Италия, которая в газовой сфере зависит, как и от России, от политически нестабильной Северной Африки, стремится к диверсификации поставок.
Прилагающая отчаянные усилия по выходу из долгового кризиса Греция приветствовала бы дополнительные денежные поступления от трубопровода. Влиятельная Германия была бы рада всему, что укрепляет греческие финансы и уменьшает вероятность будущих расходов на оказание ей финансовой поддержки.
Побочным положительным эффектом Трансадриатического трубопровода было бы способствование повышению уровня сотрудничества между старыми соперниками – Грецией и Турцией, сказали дипломаты ЕС.
Болгария и Румыния, самые бедные европейские страны, высоко оценили бы инфраструктурные инвестиции в случае прокладки «Набукко».
Но их экономика не испытывает непосредственных болевых ощущений, которые беспокоят Грецию – а проходящий через Болгарию, Сербию, Венгрию и Словению «Южный поток» тоже принёс бы экономические выгоды, пусть это даже не подрывает господства России.
Вашингтон уже не так озабочен маршрутами трубопроводных поставок союзникам по НАТО, что связано с изменениями в энергетической картине мира, вызванными бумом добычи шельфового газа, пионером в которой являются США, а также ростом значения сжиженного природного газа, который можно доставлять морем.
В принципе, появление указанных альтернативных источников газа уже вызвало споры о том, могут ли длинные трубопроводы, связывающие конечных пользователей условиями сравнительно дорогих контрактов, быть оправданы соображениями одной лишь экономики. Источник: mixednews.ru.
Рейтинг публикации:
|