У правительства Украины возникли серьезные проблемы с исполнением государственного бюджета, сообщает в последнем номере еженедельник «Зеркало недели».
По данным издания, в казне нет денег на поддержку функционирования жилищно-коммунального хозяйства страны, что грозит уже в этом году перебоями с поставкой горячей и холодной воды, а также электроэнергии. Помимо того, как рассказал в интервью «Зеркалу недели» старший аналитик компании «Интегритес» Евгений Тимошенко, осенью могут возникнуть проблемы с выплатой зарплаты у шахтеров, а позже — у энергетиков.
«В угольной отрасли долги по зарплате по состоянию на 1 мая 2013 года превышали 60 млн гривен по сравнению с 33,7 млн гривен на начало года. В мае задолженность перед горняками удается снижать за счет средств господдержки шахт. Но, по оценке специалистов Минэнергоугольпрома, если не наладить нормальные расчеты в энергосистеме, то этого ресурса хватит максимум на пару месяцев. А дальше — кризис неплатежей», — заявил Евгений Тимошенко.
Чем грозит такая ситуация Киеву, понятно. Акции оппозиции в рамках кампании «Вставай, Украина» не смогли поднять людей. А вот серьезные бытовые неудобства вкупе с невыплатами и без того небольших зарплат вполне могут разбудить украинское общество. Правительство и администрация президента Украины стоит перед непростым выбором: где взять гроши? Положение отчаянное, что подтверждают «вбросы» довольно экстравагантных идей со стороны налоговых органов. Так, министерство доходов и сборов озвучило идею обложения налогами заробитчан. С тех денежных переводов, которые украинцы посылают из-за границы домой на Украину, минсдох хотел бы взимать 15-17%.
Одно время ставка делалась на получение кредита от Международного валютного фонда. Однако чуть ли не главным условием получением денег от МВФ является повышение для населения тарифов на газ и теплоснабжение. А это уже категорически неприемлемо для Киева. Выводим за скобки Европейский союз, у которого хватает своих проблемных регионов. Остается Россия. Понятно, что Москва вряд ли захочет спасать Киев так, как она это делает по отношению к Минску. Значит, расчет следует делать на нечто иное.
Таковым может показаться ситуация с украинской газотранспортной системой. Россия ведет с Украиной переговоры о создании консорциума по управлению ГТС. По сообщению газеты «Коммерсантъ-Украина», которая ссылается на свой источник в украинском Минэнерго, Киев предлагает, «чтобы с украинской стороны в уставный фонд СП была внесена ГТС с ПХГ. Российская же сторона в обмен на 50-процентную долю в предприятии может предоставить нам скидку в размере 12-15 млрд долларов и гарантировать загрузку трубы, что позволит нам четыре года получать российский газ по цене 260 долларов за тысячу кубометров».
Безусловно, реализация соглашения о создании СП на условиях украинской стороны спасет Киев от бюджетного дефицита и поможет устоять правящему режиму Януковича. Однако возникает вопрос, что на самом деле получит Москва от этой сделки, иначе говоря, что Россия оплатит своими миллиардами долларов. Начнем с того, что подавляющее большинство населения Украины негативно относится к идее продажи газотранспортной системы. По итогам опроса общественного мнения, проведенного в середине апреля сего года Центром Разумкова, 59,9% респондентов считают, что ГТС должна оставаться в государственной собственности и управление ею должно осуществляться только украинской стороной. Даже если Россия будет предлагать за это неслыханные скидки на газ.
Позиция украинского общества не может не оказывать влияния на Верховную Раду, в которой и того хватает противников заключения консорциума между Киевом и Москвой по совместному управлению газотранспортной системой. При этом без принятия парламентом актов, разрешающих приватизацию ГТС, никакое СП невозможно в принципе. На днях Верховная Рада должна была голосовать за принятие пакета необходимых законов, однако инициировавшая их внесение фракция Партии регионов вдруг попросила отложить рассмотрение данного решения. Не исключено, что в итоге согласие Верховной Рады «решить вопрос» может стоить Москве дополнительных уступок, в том числе, денежных пожертвований.
Торги за газотранспортную систему проходят на фоне интеграции Украины в Европейский союз. Министр иностранных дел Украины Леонид Кожара в Брюсселе на заседании Комитета по вопросам иностранных дел Европарламента откровенно говорит, каким видит Киев сотрудничество с Таможенным союзом. «Наша позиция простая: мы присоединимся ко всем соглашениям Таможенного союза, которые не противоречат нашим обязательствам перед ЕС», - цитирует слова министра информационное агентство УНИАН. В комментарии украинским журналистам после завершения заседания Леонид Кожара отметил, что главная цель по ТС - не интеграция, а недопущение дезинтеграции, прежде всего, в важных для Украины сферах, в том числе космической и авиастроении.
Добавим к этому слова министра экономического развития и торговли Игоря Прасолова. На пресс-конференции в Киеве он назвал гармонизацию украинских технических регламентов с европейским законодательством одной из важнейших задач на сегодняшний день. «Для меня это одно из самых приоритетных направлений, - заявил Игорь Прасолов. - Мы очень сильно отстали в этом. Важно, что уже утвержден четкий план в отношении очень интенсивной разработки и внедрения этих технических регламентов. Конечно, будет сопротивление, но по всем направлениям - средства передвижения, вода, воздух, экология - мы будем принимать такие регламенты, которые максимально приблизят нас к Евросоюзу. Более того ЕС выделил нам деньги и мы будем привлекать специалистов из ЕС, чтобы эти регламенты были максимально быстро сделаны».
Согласование техрегламентов – это серьезно. Это куда больше говорит о направлении движения, нежели сотни подписанных дипломатами меморандумов и тысячи заявлений политиков. Но чтобы дойти до подписания Соглашения об ассоциации с ЕС, намеченного на ноябрь этого года, правящему режиму Януковича нужно не только выполнить поставленные Брюсселем условия, но и сохраниться во власти. Экономический крах Украины, который может состояться осенью, рискует существенно подорвать позиции нынешней власти. Выход же на заключение консорциума с Москвой по совместной эксплуатации ГТС с перспективой быстрого получения денег, способно укрепить правительство и администрацию президента Украины.
Но в этом случае получается, что Россия оплатит и интеграцию Украины с Евросоюзом. А надо ли это Москве? Поэтому представляется разумным отложить переговоры с Киевом по вопросу консорциума, как минимум, на следующий, 2014 год, еще лучше – до 2015 года, когда на Украине пройдут выборы президента. Вполне возможно, что к тому времени российским переговорщикам придется вести диалог совсем с другими собеседниками, чем сейчас.
Станислав Стремидловский, политолог, специально для ИА REX