Фигурантов списка потенциальных террористов в США уже стало так много, что ими можно было бы заселить целый город или даже небольшую страну. В начале мая один из американских чиновников сообщил Reuters, что в главный реестр потенциальных террористов TIDE уже внесены 875 тысяч человек, причем в 2010 году их было в два раза меньше. На основании этого реестра спецслужбы и правоохранительные органы формируют еще 9 списков, в том числе перечень лиц, которых запрещено пускать на борт американских самолетов (он насчитывает около 20 тысяч имен).

 

О том, что список предполагаемых террористов недостаточно эффективен, американская общественность могла 24 декабря 2009 года, когда нигериец Умар Фарук Абдулмуталлаб (Umar Farouk Abdulmutallab) попытался взорвать летевший в Детройт самолет с помощью жидкой взрывчатки, спрятанной в нижнем белье. Выяснилось, что за месяц до этого отец террориста сообщил о возможных преступных замыслах своего сына властям. Абдулмуталлаба включили в список подозреваемых террористов, но его фамилия не дошла до списка лиц, которых нельзя регистрировать на авиарейсы.


После случая с Абдулмуталлабом президент Барак Обама потребовал навести порядок с взаимодействием базы TIDE и реестров спецслужб, однако все это привело только к тому, что база потенциальных террористов начала расти как снежный ком. Пожалуй, единственный раз она сработала 1 мая 2010 года, когда спецслужбам удалось оперативно задержать Файзала Шахзада (Faisal Shahzad), пытавшегося устроить теракт на Таймс-сквер в Лондоне. Тогда его поймали при попытке вылететь в Пакистан.

 

Однако уже в случае с терактом в Бостоне система опять дала сбой. Несмотря на то, что один из подозреваемых в его совершении, Тамерлан Царнаев, был включен в базу данных TIDE на основании данных, полученных от ФСБ России, американские спецслужбы не смогли помешать террористам реализовать свои планы.


Как пишет The Christian Science Monitor, некоторые эксперты считают, что неэффективность подобных списков проистекает из-за их чрезмерного объема.

 

Спецслужбы не имеют и не могут иметь возможности внимательно следить за всеми 875 тысячами человек, включенных в список потенциальных террористов.

 

Вся эта деятельность больно ударяет и по обычным гражданам. СМИ сообщают о сотнях случаев, когда пассажирам отказывали в посадке на самолет под предлогом того, что их имена или другие личные данные совпадают со списком предполагаемых террористов. Это уже неоднократно приводило к скандалам, и в 2006 году ФБР согласилось сократить его в два раза: с 72 тысяч до 34 тысяч записей.

 

"Несомненно, спецслужбы просто захлебнулись этим объемом информации – как секретной, так и не секретной. Все это отражается на системе", - рассказал журналистам Дакота Рудэсилл (Dakota Rudesill) из юридического центра Университета Джорджтауна (Georgetown University Law Center), бывший советник президента Обамы. Рудэсилл сравнил работу с этими базами данных с поиском иголки в стоге сена.

 

Сообщается, что тема переполненности списка предполагаемых террористов в ближайшее время будет рассмотрена в Белом доме. В настоящее время американские спецслужбы пытаются защитить свою систему, настаивая на том, что она позволяет эффективно бороться с терроризмом. Однако все больше экспертов приходят с согласию, что при составлении контртеррористических списков спецслужбы США слишком сильно упирают на количество, а не на качество.

 

По материалам иностранных СМИ.


Константин Керубов