Даже для потока все более ужасных сирийских видео со зверствами и массовыми убийствами эта недавняя видеозапись из страны не может не шокировать своей полнейшей дикостью. Видеозапись, размещенная 12 мая, но сделанная 26 марта рядом с сирийским городом Кусейр, на границе с Ливаном, начинается спокойно со съемки командира повстанцев, который разрезает грудь трупа, который, как мы предполагаем, является мертвым бойцом, воевавшим на стороне Башара аль-Асада, и вырезает его сердце и печень с хирургической точностью и хладнокровием.
Кинооператор шутит с командиром, говоря ему: "Благослови вас Бог, Абу Сакар, кажется, что вы рисуете влюбленное сердце [на его груди]!" Командир, человек по имени Абу Сакар, берет затем окровавленную печень и сердце и говорит прямо в камеру, произнося леденящую кровь угрозу:
"Клянусь Богом вам, солдатам Башара, вам собакам, мы будем есть ваши сердца и печень! О герои Баб-Амр, режьте алавитов и вынимайте их сердца, чтобы их съесть!"
Пока люди на заднем плане кричат Аллаху Акбар! (Бог велик!), Абу Сакар заканчивает видео тем, что откусывает кусок от окровавленного сердца мертвого человека. Увечья и каннибализм с крайне сектантскими высказываниями указывают на ужасное межконфессиональное насилие, которое начинает охватывать части Сирии.
Журналисты, с которыми связалась организация Human Rights Watch, - а также брат этого командира на встрече с журналистами журнала "Тайм" - подтвердили, что человек на видеозаписи действительно является Абу Сакаром, хорошо известным командиром повстанцев. Журналисты, встречавшиеся с ним, сообщают, что он является одним из основателей бригады Фарук, одной из крупнейших и самых легендарных среди основных повстанческих ополчений в Сирии, основанной в городе Хомсе в 2011 году.
Абу Сакар и его бойцы - родом из района Баба-Амр Хомса, который подвергся одной из наиболее жестоких и тщательных осад со стороны сирийской армии во время двухлетнего конфликта. Во время осады, которая длилась с февраля по май 2012 года, силы, верные Асаду, обстреливали район, оставив от него руины, и уничтожили как множество местных повстанцев, так и гражданского населения, оказавшегося в ловушке боевых действий. Журналисты, встречавшиеся с Сакаром, описывали его воинственность и любовь к оружию.
В октябре прошлого года Абу Сакар внезапно порвал отношения с доминирующей бригадой Фарук и сформировал собственную бригаду, более воинственную "независимую" бригаду Омар аль-Фарук. С тех пор он оказался на переднем крае все более межконфессиональной битвы за контроль над городом Кусейр, подвергаясь масштабной атаке сирийского правительства, поддержанной, согласно сообщениям, бойцами "Хезболлах". Битва за Кусейр, который стратегически расположен рядом с ливанской границей и в особенно многонациональном регионе страны, тянет Сирию и регион еще даже в более опасном межконфессиональном направлении.
Контроль над Кусейром имеет решающее значение для вооруженной оппозиции и для правительства Асада. Для повстанцев Кусейр - важный пункт транзита оружия и бойцов, направляющихся к Дамаску. Для правительства Асада ликвидация этого канала поставок оружия - и окружение сил повстанцев, осаждающих Дамаск, - является в настоящее время одной из самых важных военных задач. Победа правительства в Кусейр может дать войскам Асада преимущество, ускрепив их безопасный коридор к побережью и к алавитскому центру, который является ядром его базы поддержки.
Битва за Кусейр также привлекла бойцов "Хезболлах" из соседнего Ливана, некоторые из которых были убиты во время боев в самом городе или рядом с ним и в шиитских деревнях в этом районе. Их роль была подтверждена в недавней речи лидера "Хезболлах" Хасана Насралла, эта роль также демонстрируется все более обычными для убитых в Сирии бойцов "Хезболлах" похоронами "мучеников". Суннитские проповедники-салафисты в Ливане отреагировали на это призывом к своим последователям отправиться в Кусейр, чтобы помочь их "суннитским братьям".
Все более межконфессиональная динамика конфликта не ограничивается провинцией Хомс. 2 мая повстанцы в южном Дамаске дали свой ответ на речь Насралла: они раскопали могилу одного из самых глубоко уважаемых шиитских деятелей, спутника Пророка Мухаммеда и раннего последователя его двоюродного брата и зятя Имама Али, известного как Хужр ибн Ади. Те, кто взял на себя это осквернение, заявили, что они сделали это от имени Ислама, и что они хотят помешать шиитам поклоняться праху Ади, что считается еретическим среди радикальных суннитов.
В тот же день осквернения могилы появились ужасные фотографии мертвых и сожженных тел, включая детей, из городов Байда и Баньяс на побережье в алавитском центре. Местные жители-сунниты обвинили про-правительственных бойцов в карательных убийствах и казнях в районах, где поддерживают оппозицию.
Абу Сакар, командир, который по-видимому изуродовал мертвого солдата, является активным участником межконфессионального насилия и его региональных побочных результатов. В отместку за вступление бойцов "Хезболлах" в сражение за Кусейр он руководил обстрелом шиитских деревень в долине Бекаа в Ливане. В обстреле погибли 30-летний мужчина и 13-летний мальчик и еще три человека были ранены. Абу Сакар отстаивал свои действия перед журналистом:
Вчера [14 апреля] "Хезболлах" бомбила Кусейр, Нарие, Берхание и Сакаржи со своих позиций в Каср и Хош Саид Али. Они бомбили гражданское население и убили много женщин и детей... Если будет нужно, мы будем нацеливаться на гражданских, как и они. Наше гражданское население не менее ценно, чем их. "Хезболлах" убивает произвольно в Сирии... Вчера мы ответили на это. Мы нанесли ответный удар по позициям "Хезболлах".
Абу Сакар - это лишь один человек, но есть много других вооруженных бойцов в Сирии, которые отвергают такие сектантские действия и были бы в ужасе от увечья и осквернения трупа - не говоря уже о людоедстве. Но он является командиром в решающей битве в Сирии - и не совсем маргинальной фигурой.
Межконфессиональный поворот событий в Сирии является опасным не только для Сирии, но и для стабильности всего региона, который все больше затягивается в сирийскую трясину. В Ливане обстреливались шиитские деревни из Сирии, участие "Хезболлах" в Сирии заставило некоторых радикальных суннитских духовных лиц в Ливане отреагировать на это их собственным призывом к джихаду в Сирии, и временами происходит смертоносное насилие между про-асадовским алавитским районом Джабал Мохсин и его радикальными суннитскими соседями в северном ливанском городе Триполи.
В Ираке напряженность между контролируемым шиитами правительством премьер-министра Нури аль-Малики и суннитскими общинами страны достигла небывало высокого уровня после разгона 23 апреля лагеря суннитских протестующих в северном городе Хавиджа, когда были убиты по меньшей мере 40 гражданских лиц. Недавний двойной взрыв автомобилей в турецком приграничном городе Рейханлы, когда погибли по крайней мере 46 человек, - и в котором турецкое правительство обвинило про-асадовских боевиков - поставил Турцию на грань конфликта с Сирией и спровоцировал атаки турецких жителей против сирийских беженцев в городе.
Что можно сделать перед лицом жестокого зверства Абу Сакара? Ничто не может полностью противостоять все усиливающемуся водовороту убийств и жестокости, пока продолжается конфликт. Но есть шаги, которые можно и нужно предпринять, чтобы отбросить назад растущую волну межконфессионального насилия, и дать ясно понять тем, кто еще слушает, что ответственные за такие предосудительные действия будут привлечены к ответственности.
Совет безопасности ООН предоставил Международному уголовному суду (МУС) полномочия для расследования серьезных преступлений в Ливии после репрессивных мер в отношении мирных протестующих. И тем не менее из-за возражений некоторых стран-членов Совета безопасности ООН - включая самых заметных, Россию и Китай - МУС не смог сделать то же самое в ответ на события в Сирии, несмотря на два года конфликта и кровавых преступлений.
Шаги Совета безопасности ООН станут сильным посланием всем сторонам сирийского конфликта, что такие издевательства, что совершил Абу Сакар - как и те, что совершены в еще больших количествах сирийским правительством - будут в конце концов преследоваться в судебном порядке как военные преступления и преступления против человечности. Работа МУСа станет лишь одной частью более широких усилий в отношении ответственности, необходимых после этого конфликта - национальные судебные разбирательства, документирование, выявление правды, репарации и проверка также будут необходимы - но это важный шаг, учитывая широко распространенный климат безнаказанности, свирепствующий в настоящее время в Сирии.
Это ужасное видео укрепляет необходимость для Сирийской национальной коалиции и Свободной сирийской армии предпринять все необходимые шаги, чтобы предотвратить такие издевательства со стороны людей, находящихся под их командованием, и привлечь к ответственности тех, кто замешан в военных преступлениях - а также призвать все анти-асадовские силы сделать все возможное, чтобы оружие не попадало в руки бригады Сакара.
Два года жестокой войны - в которой погибли более 70000 человек и целое население было доведено до звероподобного состояния постоянным насилием - оставили глубокие раны. Они также создали надломы, которые грозят разорвать Сирию в еще даже более ожесточенном цикле сектантских убийств между соседями. Слова Абу Сакара указывают на то, что для него врагами являются не просто вооруженные люди в форме на другой стороне: врагами являются алавитская и шиитская общины. У него будут двойники в рядах про-правительственных "шабиха" и в сирийских вооруженных силах, для которых врагом являются сунниты. И как показала иракская гражданская война, когда общины, а не армии, считают друг друга врагами, насилие может быть исключительно жестоким и убийственным.
Питер Букарт является директором отдела по чрезвычайным ситуациям в Human Rights Watch. Источник: perevodika.ru.
Рейтинг публикации:
|