В последнее время достаточно сильно выросла активность главы МЭР Андрея Белоусова, который в конце апреля вполне резонно заявил, что для решения системных задач российской экономики и реализации майских указов президента потребуется дополнительно 7,5% ВВП ежегодно. В ценах 2012г. это эквивалентно приблизительно 4,72 трлн рублей или 37,7% федерального бюджета России. В экспертном сообществе оценки варьируются от 7 до 15 трлн рублей, так что с высокой степенью уверенности можно говорить о том, что Белоусов, искренне не желая портить настроение руководству страны и осознавая неисполнимость более амбициозных планов при существующем кабинете министров либералов, озвучил "нижнюю планку". Прекрасно понимая приверженность Минфина политике "собаки на сене" и накопления "подушки безопасности" при хроническом недофинансировании экономики, инфраструктуры и социальной сферы, глава МЭР пытается пролоббировать хоть какие-нибудь изменения и выделение хоть каких-то ресурсов.
"Окно возможностей составляет для России максимум пять лет"
Накануне на расширенном заседании МЭР глава ведомства буквально бил тревогу: "С нашей точки зрения, мы вошли в новый, сложный и чрезвычайно событийно насыщенный этап, я считаю, самый сложный за всю постсоветскую историю нашей страны, в совершенно новые условия экономического развития, которые кардинально отличаются от условий прошедшего десятилетия. Попробую пояснить это на цифрах. Беспрецедентным вызовом предстоящего этапа является то, что за очень сжатый период времени нам предстоит одновременно, хочу подчеркнуть это, решить целый ряд системных задач в области социального развития, обороны, регионального развития и макроэкономики".
Основные направления наращивания финансирования, предложенные Белоусовым, выглядят достаточно адекватными. Во-первых, в качестве безусловного приоритета выделено решение социальных проблем - повышение зарплаты бюджетников, переселение граждан из аварийного жилья, ликвидация очередей на прием в детские сады и др. По оценкам Белоусова это потребует 0,6% ВВП или 378 млрд рублей. Эксперты называют цифру как минимум в 1,5-2 трлн рублей даже при существенном сокращении воровства в бюджетной системе. На модернизацию Вооруженных сил (оснащение армии современным вооружением, повышение денежного довольствия офицеров и контрактников), по мнению Белоусова, необходимо 1,5% ВВП или 1 трлн рублей. Военные эксперты называют оценку в 2,5-3 трлн рублей.
Одна из самых дорогостоящих статей - это модернизация здравоохранения, образования, ЖКХ. По самым скромным оценкам министра экономики, на это потребуется порядка 1,7% ВВП (реально свыше 3,5% ВВП); при этом развитие транспортной и энергетической инфраструктуры - 1,8% ВВП (реально более 4% ВВП); создание новых региональных центров экономического развития на Дальнем Востоке, в Забайкалье, на юге России и в Калининграде - 0,4% ВВП (реально более 1,3% ВВП); сокращение нефтяной зависимости (в частности, ненефтегазового дефицита бюджета с нынешних 9,7% от ВВП до 5-7% от ВВП в 2018г.) - 1,5% ВВП (реально свыше 4,5-5% ВВП). Итого вместо запланированных политкорректных 4,7 трлн рублей программа модернизации российской экономики потребует приблизительно 15-17 трлн рублей. Этой эквивалентно 26% ВВП России или 135% федерального бюджета страны в ценах 2012г.
При желании изыскать эти средства можно было бы в течение 3-4 лет – за счёт повышения степени собираемости налогов (с 70% сегодня до среднеевропейских 85-90%), отказа от регрессивной шкалы НДФЛ и социальных взносов в пользу прогрессивной шкалы (до 3 трлн рублей), сокращения масштабов законного (1,8-2 трлн рублей ежегодно) и незаконного (1,5 трлн рублей ежегодно) вывоза капитала, сокращения масштабов воровства в бюджетной системе (от 3 до 7 трлн рублей), увеличения налогов на добывающий сектор экономики и финансовые спекуляции, ограничения произвола перекупщиков и аппетитов нефтяных гигантов, демонополизации экономики и наведения порядка в системе естественных монополий и т.д.
Однако Андрей Белоусов весьма трезво оценивает дееспособность и уровень профессионализма правительственных чиновников и сомневается в реализуемости даже своих скромных планов и проектов. При темпах роста российской экономики в размере 3-3,5% в год для изыскания требуемых министром экономики 7% ВВП потребуется приблизительно 2,5 года устойчивого прироста российского ВВП. Другими словами, даже в самом лучшем случае и при стечении всех благоприятных обстоятельств не раньше чем через 2,5 года появится возможность изыскать дополнительный ресурс в экономике, сопоставимый с реальной потребностью для решения указанных задач.
Однако ситуация усугубляется сразу несколькими факторами. Во-первых, в рамках проводимой денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики России не светят не только 3-3,5% роста ВВП. На фоне едва заметного прироста экономики на 1,1% в первом квартале текущего года и помесячной рецессии в январе-феврале далеко не факт, что по итогам 2013г. мы увидим рост хотя бы на 2%. В таком случае сроки вырастут в 1,5-2 раза.
Во-вторых, за последние 20 лет "рыночных преобразований" в России была построена крайне однобокая и ущербная по своей сути бюджетная система, исполняющая исключительно фискальную функцию и не обращающая практически никакого внимания на перераспределительную и стимулирующую функцию бюджетной политики. Через консолидированный бюджет в России перераспределяется порядка трети ВВП, что автоматически увеличивает минимально необходимый срок для изыскания требуемых для модернизации ресурсов в размере 7,5% ВВП практически втрое – до 7-8 лет. И это в лучшем случае – при условии, что цены на нефть и прочее невосполнимое минеральное сырьё будут оставаться на стабильно высоком уровне и даже будут планомерно расти, в мировой экономике не будет кризисов и потрясений, в Россию будут притекать иностранные кредиты и займы, не будет происходить повышение налогового бремени, ВТО не повлияет на ситуацию в обрабатывающей промышленности и АПК, а все остальные страны снизят остроту глобальной конкуренции и будут вполне лояльно относиться к попыткам России выйти на мировые рынки.
Совершенно очевидно, что это откровенная глупость: по мере разрастания кризисных явлений в мировой экономике будут не только сдуваться пузыри на финансовых рынках, но также будет обостряться глобальная конкуренция за контроль над рынками сбыта, природными и финансовыми ресурсами, а также современными технологиями – основой глобального доминирования США, ЕС, Южной Кореи и Японии в мировой экономике.
Судя по всему, это же понимает и министр экономического развития, который вполне здраво оценивает риски: "Таких сроков у России просто нет, окно возможностей составляет три-четыре, максимум пять лет". Это черта, за которой последует сползание России сначала в глубокий финансово-экономический, а затем и общесистемный кризис.
Глава МЭР отметил, что "при нынешней конъюнктуре может произойти снижение мировых цен на нефть с нынешнего уровня в районе 100 долл./барр. до постоянного уровня в 70-80 долл./баррель. Критически необходимо, чтобы Россия вошла в этот период с завершенными преобразованиями хотя бы по основным параметрам".
При этом Белоусов предпринял отчаянную попытку донести свои мысли до главы правительства Дмитрия Медведева в надежде на то, что весьма слабо разбирающийся в экономических вопросах премьер его услышит. Белоусов произнёс ключевую фразу всего своего выступления: можно увеличить финансирование приоритетных направлений социально-экономической политики без нарушения "бюджетного правила" и наращивания ненефтегазового дефицита бюджета, которые сегодня и так составляет более 10,5% ВВП.
И чудо произошло – Медведеву понравилось эта идея. Однако нужно понимать, что речь по-прежнему идёт о так называемом "бюджетном манёвре", который предполагает сокращение финансирования национальной экономики и промышленности. Единственное здравое зерно – сократить государственные расходы на поддержку крупнейших госкомпаний и естественных монополий, которые и так захлёбываются от притока нефтедолларов и не знают, куда деть деньги. Для сравнения можно привести Газпром, который в 2011г. занял первое место в мире по размеру чистой прибыли (в 2012г. "всего лишь" третье место), что не мешает "национальному достоянию" правящего класса платить в 2-2,5 раза меньше налогов, сборов и экспортных пошлин в бюджетную систему по сравнению с нефтяными компаниями.
Кроме того, Белоусов упомянул и о резервах, которые в правительстве почему-то не замечают.
Он предложил средства ФНБ (сейчас 2,7 триллиона рублей) использовать на инфраструктурные проекты в объеме 200-400 миллиардов рублей в год по ставке ниже рыночной - 2-4% годовых в рублях.
Другой резерв - экспорт неэнергетических товаров, в том числе машиностроения. "Сегодня, имея ВВП по обменному курсу 2 трлн долларов и объём машиностроения 173 млрд долларов, Россия экспортирует машинное оборудование всего на 27 млрд долларов. Это просто позорная цифра. Это столько, сколько экспортировали Южная Корея и Тайвань 20 лет назад и Филиппины 10 лет назад. А сегодня эти страны – Корея и Тайвань – экспортируют машиностроительную продукцию соответственно в 11 и 5,5 раз больше, чем Россия. И дело здесь вовсе не в низком качестве нашей техники, хотя такое тоже, как известно, случается, но прежде всего в отсутствии или неразвитости современных инструментов поддержки экспорта. Для сравнения Китай, у которого качество техники уж точно не выше, чем в России, благодаря промышленной сборке и системе агрессивного продвижения своего экспорта экспортирует машиностроительной продукции на 900 млрд долларов в год. Мы считаем, что за счёт создания системы поддержки экспорта Россия может увеличить машиностроительный экспорт к концу десятилетия как минимум до 60–65 млрд долларов, а к 2025 – до 120 млрд долларов", - заявил глава МЭР.
Минэкономики осталось недолго жить?
Проводя заседание расширенной коллегии Минэкономразвития, председатель правительства Дмитрий Медведев сообщил, что "некоторые коллеги неоднократно предлагали объединить Министерство финансов с Минэкономразвития". При этом не замедлил уточнить, что "ни я, ни Владимир Владимирович на это не пошли". Из слов премьера можно было сделать недвусмысленный вывод о том, что предложение поступало от бывшего главы Минфина Алексея Кудрина, который на днях заявил, что не пойдет работать к Путину, потому что не хочет заниматься полумерами. Тем временем, глава Минэкономразвития Андрей Белоусов, который не стесняется критиковать политику Минфина и Центробанка и демонстрирует взгляд противника рыночного фундаментализма, как оказалось, может и лишиться своего поста, отправившись на вакантное место Набиуллиной в качестве экономического советника президента.
Мы сейчас видим, что Андрей Белоусов и его заместитель Андрей Клепач – это, по большому счету, два человека в правительстве, которые более или менее понимают, что происходит в российской экономике, которые могут назвать основные фундаментальные структурные перекосы в экономике, и проблемы, которые мы сегодня имеем. По крайней мере, они понимают, что приближается дефолт экономики трубы, что больше нельзя менять нефтедоллары на иностранные кредиты и займы, что необходимо радикально пересматривать принципы внешнеэкономической политики, необходимо проводить стимулирующую кредитную, бюджетную политику. В случае объединения с Минфином, все эти идеи будут похоронены окончательно и полностью, и ключевой идеей всего экономического блока будет тотальная "борьба с инфляцией".
В этой идее, безусловно, отражается административный конфликт, совершенно очевидно, что Министерство экономического развития напрягает и мешает спокойно жить Минфину. По большому счету, Минэкономоразвития еще в сентябре-октябре 2012 года раскритиковало, причем, конструктивно Минфин, Белоусов открестился от трехлетнего бюджета, который делал фактически нереализуемыми майские указы президента и ставил крест на любой модернизации. Мы помним, что именно Минэкономразвития выступило противником введения "бюджетного правила", которым сегодня хвалится президент, премьер, Минфин и Центробанк. Это бюджетное правило дает на ровном месте дефицит бюджета при его реальном профиците, загоняя экономику во внешние займы, обеспечивает хроническое недофинансирование экономики, науки, ЖКХ, образования, инфраструктуры. Поэтому Минэкономразвития мешает жить, и, видимо, в Минфине есть желающие подавить эту оппозицию в правительстве.
С другой стороны, мы видим, что реальные рычаги находятся у Минфина, если говорить о налоговой и бюджетной политике и выработке приоритетов, а денежно-кредитная политика сконцентрирована в руках Центробанка РФ. Минэкономики, что называется, парадное ведомство, которое просто пишет красивые стратегии, рассуждает о модернизации, но не имеет реальных инструментов для того, чтобы все это реализовать. Если бы в правительстве было желание как-то изменить ситуацию в экономическом блоке, то нужно было бы четко прописать, причем на законодательном уровне (возможно, даже на уровне конституции) поправки, в которых будет указано, что ЦБ РФ должен не только бороться с инфляцией, но и обеспечивать экономический рост, задавать стимул для модернизации экономики, и что Министерство финансов должно заниматься не только сведением активов и пассивов в бюджете, не только рассуждать, кому дать деньги, но и отвечать за развитие несырьевой промышленности, обеспечивать экономический рост. К сожалению, об изменении целеполагания ключевых экономических ведомств речи не идет.
Вообще, этот проект объединения Минфина с Минэкономики глубоко порочный, нет ни одной крупной экономики в мире, будь то США, Япония, Великобритания, Германия, Франция, Китай, где это было бы реализовано. Это два балансирующих друг друга ведомства, противоположные по своей сути ведомства. Если Минфин сидит, как собака на сене, никому не дает денег и пытается сбалансировать бюджет, то Министерство экономики обеспечивает создание рабочих мест, более высоких темпов роста ВВП и промышленности, стимулирует инвестиционную активность, развитие инфраструктуры. Поэтому, безусловно, эти ведомства объединять ни в коем случае нельзя, это очередная глупость наших либералов. Это сведение счетов в правительстве, попытка убрать конкуренцию.
Но все эти разговоры ведутся неспроста, и, возможно, сейчас создается очередной макроэкономический регулятор. Ранее на базе Центрального банка объединили не только функции банковского регулирования и надзора, функции эмиссии национальной валюты, функции института рефинансирования, ЦБ также передали функции страхового надзора, надзора за финансовыми рынками. По сути, на базе Центробанка была объединена Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная служба страхового надзора и некоторые другие структуры. Была создана этакая химера, хотя Центральный банк и без того был абсолютно неуправляемой структурой, "пятой колонной" в российской экономике, планомерно работающей на удушение экономического роста. ЦБ и без того был фактически филиалом ФРС и валютным обменником – вся кредитно-денежная политика была сведена к "перекрашиванию" долларов в рубли. А теперь этот больной Центробанк еще решили многократно усилить. Но давать больному наркоману в руки топор или бензопилу с предложением сделать что-нибудь – это убийственная политика. После этого пациент будет скорее жив, а не мертв. И есть ощущение, что если этот макрорегулятор создавали под Набиуллину, то на базе Минфина будут создавать макрорегулятор под Кудрина.
Не зря мы видим появление призраков Кудрина в Кремле в последние месяцы, идет активная дискуссия, что он вернется в правительство или в администрацию президента. Кудрин появился на совещании "видных экономистов" в Сочи, хотя эти видные экономисты по большому счету завели экономику в тупик, превратили ее в сырьевую колонию для транснациональных корпораций. Ну и, судя по всему, Путин пытается затащить Кудрина обратно в вертикаль власти. Неслучайно Алексей Леонидович выступал как представитель народа во время "Прямой линии" с президентом, даже получил возможность публично подискутировать. Без сомнения, это была попытка Путина вновь ввести Кудрина, своего, по сути дела, бывшего босса в публичное поле посредством федеральных СМИ, сделать его легитимизированным критиком власти. Это понятно, тем более что именно Кудрин с Чубайсом привели Путина в 1996 году в Москву, дали ему место в администрации президента, сделав его там замуправделами президента. Путин обязан своей карьерой целиком и полностью Чубайсу и Кудрину, и неудивительно, что эти два человека остаются непотополяемыми.
На всю критику в их адрес и предложения, будь то "расстрелять Чубайса" или "посадить Кудрина", Путин говорит, что хоть эти люди были не всегда правы, совершали ошибки, но это якобы было вынужденно и кто-то должен был это сделать. Поэтому вполне может быть предпринята попытка создать новый макрорегулятор на базе Минфина и Минэкономики. Убирать Медведева и менять его на Кудрина в администрации Путина пока не готовы, это было бы началом публичной дискредитации Путина, который сформировал правительство абсолютно недееспособное. Он сам сказал, что надо дать ему поработать, а тем временем, Медведев и либералы подставляют президента, ставят под угрозу исполнение майских указов, выставляют президента посмешищем и превращают работу по указам в маниловщину.
Единственный вариант возвращения во власть Кудрина, действительно, может быть связан с лишением Силуанова и Белоусова своих постов. Их можно сделать замами в большом министерстве, создать на базе министерств очередную государственную химеру, заняться очередной административной реформой. Судя по всему, такая нездоровая идея действительно витает, они действительно пытаются затащить Кудрина обратно во власть, при том, что он по большому счету, никуда из нее не уходил. Убийственная политика в экономике по изъятию денег, искусственному недофинансированию образования, инфраструктуры при одновременном кредитовании стратегических конкурентов России за рубежом и втягивании страны в паутину внешних займов реализовывалась Кудриным. Он жив и процветает, его дело цветет и пахнет, его дело продолжает реализовывать все правительство, начиная от Силуанова и заканчивая Игнатьевым и Набиуллиной. Однако одобрение продолжения этой политики станет подножкой Путина самому себе, это будет означать, что президент распишется в том, что он срывает свои обещания и майские указы.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+