В студии программы работает обозреватель Михаил Шейнкман.


 Под Лянкэ


 Молдавия, похоже, окончательно погрузилась в политическую лихорадку. Здесь путают друг друга, себя, страну, проводят хитроумные шахматные комбинации, которые ведут лишь к одному выходу - сбросу всех фигур.

 

 Это пока убрали только Филата. Его никогда нельзя было назвать непотопляемым, но свои правительственные позиции он, казалось, держал прочно. И, будучи главой кабмина, оставался чуть ли не единственным олицетворением какой-никакой властной стабильности.

 

 Накануне его время истекло. Нужно отдать должное, расправились с ним изощренно: позволили порадоваться необходимому для переутверждения премьером количеству парламентских голосов и запретили через Конституционный суд быть им вообще. Даже в ранге и.о., причем в обозримом будущем.

 

 Лидера либерал-демократов загнали в ловушку. Суд мотивировал свое решение тем, что Филат получил вотум недоверия лишь за подозрения в коррупции. Но, чтобы их снять, надо как минимум провести расследование. Однако дело пока и не думают заводить - нет достаточных улик. Но для местной политики, выходит, хватит и сомнений.

 

 В итоге впервые за несколько лет в Молдавии сменился премьер. Президент Тимофти, следуя конституционному вердикту, назначил и.о. председателя правительства Юрия Лянкэ. По всей вероятности, именно его кандидатура будет предложена и на постоянную основу. Она обсуждалась в качестве компромисса еще в начале политического кризиса, вызванного распадом прежнего альянса. Тогда все бывшие его партии, кроме либерал-демократов, были готовы поддержать ее человека, но не Филата.

 

 Однако соратники Филата оставались непреклонными. И Лянкэ в том числе. Гимпу так и не принял кандидатуру экс-премьера. Спонсор демократов Плахотнюк вроде бы с ним согласился и даже обменялся реверансами после серии оскорблений, однако замена его вполне устраивает. И это лишь усиливает подозрения на прямую заинтересованность олигарха в конституционной дисквалификации Филата.

 

 Лянкэ, в принципе, может пройти парламентский отбор - либерал-демократы по определению должны поддержать правую руку Филата, коль скоро им не позволили сделать это с ним самим. Их возможные союзники по новому альянсу тоже не должны быть в претензиях, поскольку с правительственным приоритетом партии экс-премьера все равно не поспоришь - ее фракция самая большая.

 

 А Лянкэ, как о нем судачат, не обладает ни харизмой, ни жесткостью Филата. Он - не лидер. А значит, как могут решить те, кто за него проголосует, подвержен влиянию и обработке.

 

 Сам новый и.о. хоть и принял покорно назначение, но утверждает, что ждал все же переизбрания своего партбосса. О себе говорит, что лучше всего занимается тем, чему учился. Дипломатией. Возможно, именно она ему очень понадобится. Только внутри страны.

 

 В принципе, сейчас в Молдавии складывается абсурдная ситуация. Лянкэ только в правительстве глава, но в партии он - подчиненный Филата, а значит должен выполнять его установки. Это вряд ли устроит тех, кто стоял за отстранением бывшего премьера. Следовательно, конфликты, интриги и коллизии еще предстоят. И досрочные выборы, видимо, тоже.

 

 В любом случае, кажется, что это не правительство устроили под Лянкэ. А стране. Причем очень давно.

 


 Из Кишинева - политолог Виталий Андриевский.


 Шейнкман: Вы предвидели, что дело идет к Лянкэ, еще пару недель назад. Почему все-таки он и как надолго?


 Андриевский: Насколько долго - в Молдавии никто не может сказать. События развиваются по таким сценариям, что предугадать их окончательный исход очень сложно.

 На происходящее влияют как внутренние силы, так и, я думаю, активно влияет по своим каналам Румыния. Есть влияние со стороны Вашингтона, Брюсселя. Поэтому предугадать, чем все закончится, очень сложно. Единственное, что могу сказать - лучше не будет.

 

 Шейнкман: Как вы думаете, дело все-таки идет к досрочным выборам? Или у Лянкэ, если его предложат в качестве кандидата в премьеры, есть какая-то перспектива?


 Андриевский: В любой ситуации, кто бы ни был избран премьером, все партии уже настроены на досрочные выборы. В Молдавии поменялся избирательный закон, введены одномандатные округа, будет 50 на 50.

 Это сильный удар по коммунистам. Правящий альянс, готовя этот законопроект, явно думал о выборах. К тому же запретили голосовать по советским паспортам - примерно 300 тысяч избирателей на выборах пользовались советскими паспортами. Мы понимаем, за кого голосовали эти люди. Это тоже очень сильный удар по коммунистам.

 То есть уже была проведена "артподготовка" к выборам. Те, кто находится у власти, те, кто их поддерживает, будут рассчитывать на наиболее выгодный вариант. Когда будут выборы - осенью, на следующий год или сейчас - пока сложно сказать. Мы увидим это в ближайшее время по кандидату на пост премьера и по объявлениям, которые прозвучат.

 

 

Михаил Шейнкман