Синхронные шаги навстречу сделали вчера украинский и европейский парламенты. Дальше — Вильнюс? Что и кто может этому помешать
Иван Капсамун
© flickr.com Vladimir Yaitski
Синхронные шаги навстречу сделали вчера украинский и европейский парламенты. Верховная Рада наконец-то приняла долгожданные евроинтеграционные законы, которые необходимы согласно с планом действий визовой либерализации с ЕС. Европарламент со своей стороны ратифицировал соглашение о внесении изменений в соглашение об упрощении оформления виз между ЕС и Украиной. Аналогичная ратификация в украинском парламенте состоялась 22 марта.
«Воспринимайте положительно, но спокойно — это Соглашение уже 5 лет как действует, — пишет на своей странице в Фейсбуке заместитель генерального директора Центра им. Разумкова Валерий Чалый. — Эти изменения действительно важны (например выдача виз не «до 1 года», или «до 5 лет», а «на 1 год» или на «на 5 лет», расширение категорий граждан (например, операторы, НИО, религиозные общества, правда, и прокуроры и их заместители), ограничения оплаты за аутсорсинг и так далее. Но во-первых, это Соглашение уже давно нужно было бы распространить на ВСЕХ граждан Украины и, во-вторых — это автоматически не разрешает все проблемы — нужно будет добиваться его надлежащего выполнения».
В контексте принятых решений, стоит вспомнить как позитив помилование Президентом бывшего министра МВД Юрия Луценко, и, соответственно, похвальная реакция Запада. Еще один шаг к пониманию и сближению.
Но на фоне всех этих обнадеживающих событий на днях прозвучало заявление, назвать которое оптимистическим сложно. Ангела Меркель, немецкий канцлер, после переговоров с премьер-министром Эстонии Андрусом Ансипом в Берлине, заявила, что для сближения с Евросоюзом Украине необходимо преодолеть «целый ряд проблем», сообщает информагентство dpa. По словам Меркель, дело экс-премьер-министра Юлии Тимошенко — это не единственная преграда для подписания уже готового соглашения об ассоциации с ЕС. «Речь идет в целом о правовой системе на Украине и вопросе соблюдения прав человека и гражданских свобод», — заметила она. В то же время она отметила, что установление более тесных отношений с Украиной остается целью ЕС.
Действительно, такая позиция Германии не является новой. Известный факт. В 2008 году против предоставления ПДЧ Украине (Плана действий относительно членства в НАТО) выступила, в том числе, и Германия. Насколько большой была роль в этом России — другой вопрос. Факт остается фактом.
«Я не вижу в этих словах ничего нового, — комментирует «Дню» корреспондент DieWelt в Польше и Украине Герхард Гнаук. — Интонация, в принципе, такая же, как и раньше. Правительство в Берлине не говорит четко, является ли для него ассоциация Украины с ЕС вопросам стратегически важным. С другой стороны, мне кажется, что помилование Тимошенко перевесило бы чашу весов в этом процессе однозначно и окончательно — на «плюс». На данный момент меня больше тревожит, почему в практических вопросах нет прогресса: почему откладывается подписание договора между Киевом, DeutscheBank и фирмой «Ferrostaal» относительно модернизации украинской ГТС».
Премьер-министр Эстонии Андрус Ансип был более оптимистичным. По его словам, Украина является важным партнером Европейского Союза, потому соглашение об ассоциации все-таки должно вступить в силу. Вместе с тем он согласился, что перед Украиной сейчас лежит еще «длинный путь». «Думаю, что критика и поддержка не исключают друг друга, — говорит Кармо Тюйр, политолог Тартуского университета в Эстонии. — Поддерживать стремление Украины на сближение с Евросоюзом необходимо. А критиковать можно и нужно тогда, когда что-то не сделано или сделано неправильно. В этом смысле госпожа Меркель указывает на вполне конкретные проблемы — с демократией, правами человека, политическими процессами. Госпожа Меркель — смелый политик, который не боится говорить то, что думает».
Безусловно, успех евроинтеграции зависит от самой Украины. От домашней работы как власти, так и оппозиции. Но не только. В условиях, когда украинско-российские отношения являются непростыми, когда Кремль пытается затянуть Украину в орбиту Таможенного союза, используя газовые рычаги влияния, критика со стороны Европы, тем более Германии (большая страна — большая ответственность), вряд ли пойдет на пользу Украине. В данном вопросе наша страна нуждается в поддержке, а не в критике.
«Слова Меркель о плачевном состоянии нашей системы правосудия подходящие, — пишет в блоге на «Украинской правде» директор Института мировой политики Алена Гетьманчук. — Но, я думаю, стоит определиться: есть больше шансов решать эти проблемы, имея хоть какой-то внешний рычаг со стороны ЕС, или продолжая соревноваться с Лукашенко и Путиным, кто засадит более крутого оппонента? ...Мене удивляет другое — и Меркель, и Поттеринг рассказывают, как Германия заинтересована в сближении Украины с Евросоюзом. Поттеринг в своем интервью даже признался, что видит Украину, Молдову и Грузию в далекой перспективе членом ЕС. Но разве существует на сегодня у Евросоюза лучший инструмент для сближения с Украиной, чем Соглашение об ассоциации?.. Соглашение об ассоциации — это только инструмент. Но этот инструмент может дать Украине больше, чем аморфная европейская перспектива. Он может дать реальные изменения. Он может переместить Украину в мировых политических и инвестиционных раскладах из категории «Россия плюс» в категорию «Евросоюз плюс».
Источник: inosmi.ru.
Рейтинг публикации:
|