Выступая перед отлетом из Тегерана, президент Ирана Махмуд Ахмадинежад заявил, что укрепление связей с независимыми государствами Африки имеет большое значение для расширения культурного и политического сотрудничества, а также для формирования фронта независимых государств против колонизаторов.

 

Может быть, у визита есть и какие-то еще цели? Всё очень просто. Государства, включенные в программу турне иранского президента - это нужные Тегерану страны. Бенин, с которого начинается турне – беднейшая страна даже по африканским стандартам. У нее нет собственных сырьевых ресурсов, но она чрезвычайно важна для транспортировки сырья из Нигера, не имеющего выхода к морю, к Атлантике. А вот второй этап африканского вояжа Ахмадинежада – это сам Нигер, четвертый в списке крупнейших в мире производителей урана.

 

Разведанные запасы урановой руды оцениваются более чем в 200 тысяч тонн. Поскольку в самом Иране ее 5 тысяч тонн, то вопрос о незначительных запасах этого сырья и его высокой себестоимости волнует руководство Исламской республики. Неоднократно заявлялось, что возможны закупки в дружественных странах. Одно время говорили о Казахстане, затем – о Таджикистане. Но обе страны это опровергли. Сегодня надежды Тегерана – на Нигер.

 

Напомним, что в соответствии с резолюцией Совбеза ООН, разрешено вводить запреты на любые операции (в том числе и финансовые) с Ираном, если есть подозрения, что они связаны с его ядерной программой, разрешено досматривать корабли и самолеты под иранским флагом, если также есть подобные подозрения.

 

Отлучение Ирана от мировой банковской системы SWIFT лишило Тегеран и его нефтяных клиентов возможности перевода денежных средств через банки.

 

В итоге Исламская республика закупает сейчас золото. Так, в феврале Турция экспортировала в Иран золота на сумму почти в 120 млн долларов США. Но этого мало. Поэтому взоры Тегерана устремились на Гану, которая и стала третьим этапом африканского путешествия иранского президента. Гана входит в десятку крупнейших производителей золота в мире. В 2010 году было добыто 90 тонн драгоценного металла.

 

"Все три страны, которые собирается посетить Махмуд Ахмадинежад, являются зависимыми от поставок нефти, - отметила экономист-международник, заведующий сектором Ирана Института востоковедения РАН Нина Мамедова. - Не исключено, что разговор будет касаться закупок у Ирана, который, находясь в режиме международных санкций, заинтересован в расширении географии поставок нефти. Африканский рынок (кроме ЮАР) еще не насыщен иранской нефтью и пригоден для увеличения ее экспорта".


Аналитики не сомневаются, что главная цель турне – зондаж по поводу закупок урановой руды, золота и, возможно, поставок в эти страны иранских нефтепродуктов. Хотя, конечно же, будут подписаны и другие двусторонние соглашения. Но они будут лишь "видимой частью айсберга". В Африке Ирану имеет смысл работать на перспективу – причем не только ближнюю, но и более отдаленную.

 

 

Владимир Сажин