Экономика
Не там ищете!
12 апреля 18:24
ИВАН МОСКВИН
Минэкономразвития могло бы найти более достойные источники пополнения казны, нежели скоропалительная распродажа стратегических госактивов.
|
Фото с сайта rosneft.com.
|
На днях министр экономического развития РФ Андрей Белоусов выступил с «новой старой» инициативой – уже в этом году провести дополнительную продажу ряда крупных государственных активов, включая пакеты акций в таких компаниях, как «Роснефть» (предложено продать 19,5% акций), «Ростелеком» (50%), «Объединённая зерновая компания» (26,7%), «Шереметьево» (83,4%) и др.
Очередной приватизационный порыв министра, задумавшего, в частности, к концу 2013 года довести госдолю в «Роснефти» до 50% плюс одна акция, нашёл своё объяснение в устах ряда аналитиков. Эксперты сошлись во мнении, что правительству срочно понадобились деньги для обеспечения расходных статей федерального бюджета. Дескать, нынешняя экономическая ситуация не сулит особых прибавок в казну, тогда как задачи, возложенные президентом Путиным на кабинет министров, выполнять надо, – поэтому и следует, мол, «раскассировать» госсектор экономики эдак на семьсот миллиардов рублей. Больше на строительство дорог и детсадов денег взять неоткуда, резюмировали комментаторы.
Некоторые СМИ – в частности, газета «Коммерсантъ», – обратились к менеджменту самих госкомпаний, чтобы выяснить их мнение относительно приватизационных планов министра Белоусова. Как и следовало ожидать, ни в «Роснефти», ни в «Ростелекоме» о подобных перспективах ничего не известно. По словам источника «Коммерсанта» в «Роснефти», тема дополнительной приватизации в 2013 году в компании даже не обсуждается. Достаточно и того, полагают в российском нефтяном гиганте, что совсем недавно, при покупке ТНК-ВР, в руках британской ВР оказались в общей сложности 19,75% акций «Роснефти».
Стоит напомнить, что Владимир Путин назвал тот обмен нефтяными активами «верным шагом по приватизации госсобственности». Тем самым президент подтвердил, что приватизационные стратегии вовсе не обязательно должны быть завязаны на распродажу акций и пополнение федерального бюджета. В случае сделки «Роснефти» и ВР обмен доли государства в нефтяной компании на долю британцев в ТНК-ВР, способствовал резкому увеличению операционных показателей «Роснефти». Как отразится на этих показателях тривиальная продажа акций госкомпании на рынке с последующим проеданием вырученных средств, вряд ли кому-то известно. Вероятно, именно поэтому кремлёвский источник «Коммерсанта» заявил, что дальше снижать долю государства в «Роснефти» оснований нет.
Невозможно сбросить со счетов и другие аргументы против планов лихорадочной приватизации государственных активов, которые вынашивают те или иные представители правительства. Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что продавать ключевые куски собственности дёшево в условиях нынешней невыгодной рыночной конъюнктуры, нет никакого смысла. Можно сколько угодно мечтать поскорее сбагрить пятую часть «Роснефти», как это делает министр Белоусов, однако сегодня на рынке попросту нет игрока, способного предложить действительно серьёзные деньги за столь крупный актив.
Есть и другие факторы, препятствующие радикальной распродаже таких флагманов отечественной промышленности, каким является «Роснефть». У подобных компаний есть ведь обязательства перед страной, перед экономикой. «Роснефть» является, например, одной из двух компаний, имеющих право разрабатывать российский арктический шельф, который сулит стране громадную финансовую и инфраструктурную отдачу. Однако в случае радикального изменения доли государства в «Роснефти» никто не сможет поручиться, что важнейшая программа по освоению углеводородов Арктики будет выполнена страной в точности и в срок. Не случайно «Роснефть» включена в президентский список стратегических госактивов, и для любого изменения структуры её акционерного капитала требуется особое распоряжение Владимира Путина.
Конечно, намерение Минэкономразвития добиться, наконец, выполнения поставленных перед ним президентом ещё год назад задач – вещь похвальная. Однако делать это ценой спешных и непродуманных приватизационных жертв — все равно, что поддерживать семейный бюджет, продавая мебель из квартиры.
Отчего бы главе Минэкономразвития не прислушаться, например, к словам председателя Счётной палаты Сергея Степашина, сообщившего в январе, что на одних только госзакупках федеральный бюджет теряет ежегодно почти триллион рублей? Мало этого? Давайте поищем деньги в офшорах. По данным главы Следственного комитета России Александра Бастрыкина, в результате «сомнительных финансовых операций» из страны в 2012 году было вывезено 35 млрд долларов – вот вам ещё триллион рублей.
Прибавим сюда коррупцию и хищения, факты которых один за другим вскрывает СКР, и получим кругленькую сумму, на которую детсадами и дорогами можно было бы застроить всю страну. Вот где надо деньги искать – а не «кошмарить бизнес», как выразился однажды непосредственный руководитель г-на Белоусова. Источник: Файл-РФ.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 159
Рейтинг поста:
Особенно после Кипра.