В канун третьей годовщины катастрофы под Смоленском, Польское Общественное Телевидение продемонстрировало зрителям фильмы о том страшном событии. Смоленская трагедия используется некоторыми политиками в Польше для политического противостояния, сказал в интервью "Голосу России" заместитель главного редактора журнала "Крылатая Польша", пилот Михал Сетляк:
-Я эти ленты видел раньше. Что касается первой картины производства National Geographic, она – одна из многих, посвященных авиационным катастрофам, и рассматривает катастрофу с технической точки зрения. Для меня как для авиатора это довольно банально. Второй фильм Аниты Гаргас – чисто политический. Он не раскрывает причин катастрофы, а преследует другие цели. В этом их разница.
- Польша вспоминает жертв авиакатастрофы под Смоленском
- Как вы оцениваете некоторые "аргументы", говорящие о том, будто это было покушение, что туман был создан искусственно, а на борту находилась вакуумная бомба, словом, фантасмагории, о которых твердят сторонники ПиС. Могут ли эти "доводы" кого-то убедить?
- Видимо, некоторых они убеждают, особенно наивных людей. А для определенных политиков это своего рода вербовка и перетягивание сторонников на свою сторону, манипулирование ими. Людей просто используют, и кто-то ведётся на такую политику.
- Какие политические взгляды Вы имеете в виду, которые распространяет ПиС (партия "Право и справедливость" - ред.),и другие правые силы?
- Это попросту борьба за власть в Польше.
- И одним из приемов этой борьбы является Смоленская трагедия?
- Именно так. Это один из фрагментов политического противостояния, цель которого убедить народ в недееспособности и нелегитимности нынешнего правительства и желание заменить его.
- И еще вопрос: не затихают дискуссии об обломках самолета. Ваше мнение как авиаспециалиста: возможно ли вернуть вещественные доказательства до окончания официального расследования в России?
- У России свои законы, которые подразумевают, что вещественные доказательства должны оставаться в распоряжении прокуратуры и суда. Возможно, существуют исключения из правил, которые могли бы способствовать досрочному возврату обломков самолета, но мне трудно об этом судить.
- И все же, каким будет финал этого печального события?
- Я полагаю, что, во-первых, к финалу мы еще не скоро придем. Несмотря на то, что уже опубликованы два рапорта: рапорт МАК и рапорт Миллера. Эти документы хотя и содержат какие-то огрехи, но в общем и целом совпадают в подходе к исследованию причин катастрофы. Самое главное - весь мир одобрил эти рапорты, о чём официально заявил даже Государственный департамент США. Он не имеет никаких претензий к документам и считает проблему закрытой. Но, очевидно, какие-то сомнения у общественности по поводу этой катастрофы будут и впредь, т.к. подписываются определенными политиками. И, если рассматривать проблему с данной стороны, повторюсь, финал трагедии наступит не скоро.
- Как вы считаете, власть, администрация правительства премьера Туска могли бы сделать что-то большее, чтобы побыстрее разъяснить обществу некоторые неясности?
- Можно иметь претензии к правительству в области информационной политики. Конечно же, информации о катастрофе и ее расследовании было недостаточно. Во время расследования я заглядывал на российские страницы МАКа, и там прослеживался ход расследования, указывалось, что было сделано. Разумеется, без особых подробностей, но данные обновлялись постоянно. К сожалению, в Польше на странице Комиссии Миллера только в начале появилась информация о создании этого органа, указывался ее состав. Но отсутствовали сведения о ее деятельности. Надеюсь на исправление этой ошибки.