Сербия и Косово: конституция против «конституции»
2 апреля в Брюсселе прошёл последний раунд переговоров Белграда и Приштины при посредничестве Евросоюза. Стороны пытались договориться о будущих полномочиях сербских муниципалитетов в Косово. Встреча завершилась, если так можно выразиться, ничем. Спустя не то 13, не то 14 часов напряжённых переговоров в Брюсселе стороны так и не достигли компромисса. Камень преткновения был всем очевиден ещё до начала переговоров: уступать друг другу стороны не намерены, ведь в любом случае нарушится чья-то конституция: либо сербская, либо самодеятельная косовская.
Премьер-министр Сербии Ивица Дачич по окончании встречи с Хашимом Тачи отметил, что, несмотря на множественные встречи и консультации, договориться сторонам не удалось. Он добавил, что его делегация смогла сохранить единство в отношении затрагиваемой на переговорах проблематики, и что нынешний раунд диалога был «тяжёлым и изнурительным».
В интервью белградской газете «Вечерние новости» г-н Дачич попробовал объяснить положение дел: «Ситуация очень тяжёлая. Мы находимся в зыбучем песке или зыбучем болоте. Это означает, что вы тонете. С каждым годом всё больше и больше, и ухватиться не за что. Можете употребить наилучшие аргументы. Но на Западе нет их понимания. Тем самым народ Сербии ставят перед дилеммой, нужно ли вообще двигаться к ЕС. С другой стороны, у нас нет альтернативы». По его словам, у Сербии нет способа донести свою позицию до «сознания тех, кто сегодня в ЕС принимает решения о важнейших политических процессах в Европе». Премьер отметил: «А наши друзья с востока в настоящее время отдалены от этого политического процесса».
В ЕС Белграду дали неделю на ответ о готовности принять предложения Приштины о косовском урегулировании. В случае отказа, по прогнозу Дачича, албанцы из Косово могут сделать попытку силой «интегрировать» сербский север Косово.
Спустя шесть дней, 8 апреля, премьер-министр на специально созванном заседании правительства заявил, что правительство Сербии не может принять предложений по косовскому урегулированию, поскольку они не гарантируют безопасность и защиту прав человека в Косово: «Правительство Сербии не может принять предложенные принципы, которые были в устной форме представлены делегации переговорщиков Белграда, потому что они не гарантируют полную безопасность, выживание и защиту прав сербов в Косово. Такое соглашение невозможно реализовать и оно не ведёт к окончательному урегулированию проблемы».
Какой выход из ситуации видят сербы? Правительство предлагает продолжить переговоры с косовскими албанцами при посредничестве Евросоюза. Сербское правительство подтвердило приверженность поиска решения косовской проблемы путём мирного диалога. Члены кабинета министров уполномочили г-на Дачича информировать ЕС о своём решении.
По этому поводу немедленно выступила баронесса Эштон, глава евродипломатии. Она объяснила, что Евросоюз не навязывает Белграду и Приштине заключение соглашения по косовскому урегулированию, но призывает обе стороны «предпринять для этого последнее усилие». При этом ею было высказано сожаление по поводу того, что власти Сербии отвергли предложение албанцев и Евросоюза.
«Это должно быть соглашение между двумя сторонами, Евросоюзу не надлежит его навязывать», — говорится в заявлении Эштон, поступившем в РИА «Новости». Далее глава дипломатии ЕС выразила надежду, что при её посредничестве в ближайшие дни стороны проведут ещё один раунд переговоров.
Как замечает Олег Иванов («Коммерсантъ»), отклонением предложенного Евросоюзом соглашения о нормализации отношений с Приштиной Белград демонстрирует готовность отстаивать права косовских сербов ценой перенесения на неопределённый срок даты начала переговоров о вступлении Сербии в Евросоюз. Белградский корреспондент напоминает, что концепция соглашения между Сербией и Косово была обнародована в конце марта 2013 г. в ходе седьмого раунда переговоров между Белградом и Приштиной. По варианту, предложенному Кэтрин Эштон, объединение сербских муниципалитетов на косовском севере должно было получить конституцию и систему органов власти, идентичную албанской. Косовским сербам планировали разрешить заниматься вопросами местного здравоохранения и образования и представлять свои интересы в консультативном совете при правительстве в Приштине. Иной сценарий поступил из Белграда: он предусматривал создание на севере Косово независимых от Приштины судов и полиции, а также предоставление местным сербам полного контроля над внутренними муниципальными вопросами. В Белграде добивались и гарантий того, что в сербских районах не будет албанской армии.
Существовал ещё и третий документ, возможно, в некотором роде компромиссный. Его-то и предложила подписать баронесса Эштон двум сторонам. Документ этот обнародован не был. Однако, как пояснил присутствовавший на переговорах в Брюсселе вице-премьер Александр Вучич, некоторые пункты соглашения противоречили предложенному Белградом плану создания сербской автономии на севере Косово. Сербы не согласились с идеей присоединить албанские населённые пункты к преимущественно сербским муниципалитетам и с присутствием албанских силовых структур в местах проживания славян. Была отмечена и неясность с контролем над органами судебной власти, образования и здравоохранения, что тоже противоречит интересам сербов.
Между тем Сербии хочется продолжать переговоры, потому что хочется вступить в ЕС, а вступить туда можно лишь через урегулирование косовской проблемы — причём, урегулирование, очевидно, по западному плану.
Напомним, что край Косово в одностороннем порядке объявил себя независимым от Сербии в феврале 2008 года. 99 государств-членов ООН из 193 признали его независимость. Что касается Евросоюза, то независимость Косово признана двадцатью двумя из двадцати семи государств. Не все страны-члены НАТО признают Косово: 24 из 28. Сербия же полагает Косовский край своей территорией.
Напомнить надо и то, что на севере Косово живёт около 130.000 сербов. Край находится под протекторатом Организации Объединённых Наций.
Признавать Косово независимым государством не желают не только Сербия, но и Россия, Китай, Индия, Бразилия, ЮАР, Аргентина, Мексика, Испания, Греция, Украина, Белоруссия. Большая часть стран Латинской Америки, Африки и юго-восточной Азии тоже не желает признавать «независимый» край.
Пётр Искендеров («Фонд стратегической культуры») убеждён, что подписание согласованных документов сорвало беспрецедентное давление на Сербию со стороны Европейского Союза, а также и США.
«…То, что для косовско-албанской стороны представлялось формальным закреплением роспуска ненавистных Приштине сербских органов самоуправления в северных районах края, для Белграда было Рубиконом в деле защиты своих соотечественников. Даже формальное согласие на членство Косова в международных организациях выглядело бы меньшим вызовом для Сербии и сербов, нежели создание в Северном Косове бесформенной и бесправной «ассоциации сербских муниципалитетов», подчиняющихся приказам Приштины…»
По мнению аналитика, методики давления были изначально разработаны как средство «наказания» сербов и «принуждения к миру». Данная модель, считает автор, сработала во времена Милошевича, но в условиях экономического и политического кризиса в ЕС и смены правящей команды в Белграде она была обречена на неудачу. Впервые за многие годы, полагает Искендеров, сербское руководство продемонстрировало готовность взять решение проблем национальной государственности в свои руки.
Что предпримут Брюссель и Вашингтон? Они, считает аналитик, постараются начать новую кампанию давления на Белград. Тут будет использован, в частности, доклад баронессы Эштон по сербской еврозаявке на заседании Совета ЕС, запланированный на 16 апреля. П. Искендеров аргументирует своё мнение тем, что депутат Ассамблеи Косова и функционер Демократической лиги Косово Лютфи Хазири дал понять, на кого следует возложить вину за срыв соглашения — разумеется, на Сербию, которая, по его подсчётам, «в третий раз упустила возможность примирения с Косовом».
А вот Любовь Люлько («Правда.ру») пишет, что сербские власти сегодня сдают одну позицию за другой.
«…населённые сербами территории (общины Косовска Митровица — к северу от реки Ибар, Лепосавич, Звечан и Зубин Поток) фактически управляются из Белграда, который финансирует местные органы власти. Но, отрицая независимость края Косово и Метохии, Белград в последнее время сдаёт одну позицию за другой, всё больше приближаясь к выполнению нелегитимного плана Ахтисаари. Не абсурд ли требовать образования автономии внутри автономии? Не абсурд, если понять, что в подсознании сербское руководство уже смирилось с независимостью края, осталось найти способ, как объяснить это своему народу, не теряя чести мундира».
Власти в Косово, по мнению аналитика, это прекрасно понимают, поэтому и не допускают ущемления «территориальной целостности» согласно своей конституции.
Заместитель директора канцелярии по Косово и Метохии Крстмир Пантич говорит, что неудача переговоров в Брюсселе — ожидаемый исход, ведь Приштина не готова идти на компромисс с сербами, а ЕС и США не хотят давить на неё. А директор сербского Управления по связям со СМИ Миливое Михайлович отмечает: «Я разговаривал с другими журналистами, албанцами из Косово. Большинство из них сказало мне: «Мы бы уступили, но не дают американцы». Кстати, отмечает Л. Люлько, на встрече в Брюсселе кулуарно присутствовал Филип Рикер, американский дипломат, отвечающий в Госдепартаменте за Западные Балканы.
Что касается политики Госдепа на Балканах, то её принципы изложил Джеймс Джордж Джатрас, глава Американского совета по Косово. Принципов всего два: 1) все претензии и интересы сербов должны быть сведены на нет; 2) мусульмане всегда правы.
Ну, а сербы из Косово вообще выступают против компромисса, на который желал бы пойти Белград. Косовские сербы, пишет аналитик, сейчас требуют вернуть переговорный процесс в рамки ООН. Они заявляют, что откажутся выполнять договорённости Белграда и Приштины, если они не будут отвечать их интересам. К такому подходу сегодня призывает и Россия.
Зачем Сербия рвётся в ЕС? Ведь кризис на дворе. Правительству Сербии кажется (раньше точно так же казалось, к примеру, грекам, киприотам и испанцам), что, войдя в ЕС, страна получит финансовую помощь и право на новые технологии. Всё это поправит экономическую ситуацию в стране. А это на сегодня безработица, достигающая в некоторых регионах 26%, рецессия, дефицит бюджета, низкий доход на душу населения.
Очень несвоевременные мысли. В Греции, членствующей в ЕС, по данным «Eurostat», безработица 26,4%, в Испании — 26,3%, в Португалии — 17,5%, в Словакии — 14,6%. Согласно отчёту Хесуса Фернандеса-Виллаверде, Тано Сантоса и Луиса Гарикано из The National Bureau of Economic Research, то есть Национального бюро экономических исследований (Массачусетс), авторов сочинения на тему кризиса в еврозоне, благодаря введению евро главные экономические противоречия некоторых стран лишь усилились. В таких странах, как Греция, Португалия, Испания и Ирландия, быстро надулись кредитные «пузыри», снизилась конкурентоспособность, а внешние долги государств за десятилетие пребывания в еврозоне выросли на сто процентов от объёма валового внутреннего продукта.
Неужели правительство Сербии стремится стать членом ЕС только ради получения финансовой помощи? Но тогда его ждёт дорога греческого правительства. Так зачем же?
«Наша политическая элита срослась с брюссельским и вашингтонским истеблишментом, — характеризует положение белградский политолог и публицист Слободан Антонич. — Она не даёт себе труда даже задуматься о некой альтернативе. Любое серьёзное государство, когда речь идёт о важных вещах, разрабатывает так называемый «план Б». А у наших в голове только одно — Евросоюз или смерть». Политолог поясняет: «Прискорбно, что общественное мнение в Сербии формирует иностранный капитал. И то, что мы настолько коррумпированы, что даже не замечаем этого». Он намекает на то, что владельцами главных СМИ в Сербии являются крупные западные медиаконцерны, а наиболее влиятельные НКО финансируются из иностранных фондов.
Таким образом, пока всё идёт к тому, что будет реализован западный сценарий решения косовского вопроса: структуры ЕС и США будут давить на Сербию хитрым опосредованным способом — через нажим на Косово, не допуская между сторонами никаких компромиссов. Сербское правительство, очень желая вступить в Евросоюз и «получить финансовую помощь», делая решительные заявления о неприемлемости соглашений, в конце концов примет такое соглашение, которое мало чем будет отличаться от отвергнутых предыдущих. Дипломатическая оттяжка позволит слабому Белграду сохранить хотя бы часть политического лица. Нельзя сказать, что баронесса Эштон этого не понимает. Отлично понимает — потому и подготавливает один за другим тексты, которые отчего-то скрываются от публики.
Обозревал и комментировал Олег Чувакин
Источник: topwar.ru.
Рейтинг публикации:
|