18-19 марта в Ростове-на-Дону состоялась международная научная конференция «Западный Кавказ: современные проблемы». Организатором мероприятия выступило международное Научное общество кавказоведов (НОК) (президент — доктор исторических наук А.Б. Крылов). Соорганизаторами выступили Южный федеральный университет и Центр изучения проблем Черноморского региона Российского института стратегических исследований.
Конференция в Ростове стало логическим продолжением научного семинара НОК, организованного совместно с Абхазским институтом гуманитарных исследований им. Д. Гулиа «Западный Кавказ между прошлым будущим» (г.Сухум, 28-29 ноября 2012 г.).
Научный форум в Ростове-на-Дону собрал порядка 25 участников — ученых, а также журналистов и общественных деятелей из России, Армении, Абхазии, Азербайджана, и это не считая ученых и экспертов, принявших участие в мероприятии дистанционно. Российские участники конференции были представлены учеными из Москвы, Ростова-на-Дону, Нальчика, Пятигорска. Уже в дни работы мероприятия появились первые публикации — статьи на информационно-аналитических сайтах в Армении, Абхазии и в ростовских региональных СМИ и телеканалах. В настоящее время появляются новые публикации, в том числе, остро критические, размещенные на ресурсах радикальных черкесских этнонационалистов и сепаратистов.
Доклады и выступления на конференции можно свести к нескольким смысловым блокам: проблематика сочинской Олимпиады 2014 г. (выступления А.Г. Арешева, С.А. Михеева, Г.С. Авакяна и др.), политика закавказских и иных государств в кавказском регионе (выступления А.Ю. Скакова, Н.А. Трапша, Э.А. Попова), так называемый черкесский вопрос (выступления А.Х. Борова, К.Ф. Дзамихова, Т.З. Тенова), социально-политическая проблематика Западного Кавказа и района Большого Сочи (выступления В. Гулевича, А.В. Аверьянова), медийное пространство закавказских государств (выступления журналистки из Армении К. Тер-Саакян и ее азербайджанской коллеги В. Фараджевой). Гуманитарное пространство и современные интерпретации Кавказской войны анализировались в выступлениях В.В. Черноуса и А.А. Остахова, а в ходе дискуссии — В.А. Матвеевым. Большой интерес, в частности, вызвал доклад кандидата исторических наук А.А. Остахова из Северо-Кавказского федерального университета, посвященный интерпретации событий Кавказской войны в блогосфере адыгского националистического движения. в своем чрезвычайно интересном выступлении, основанном на обширном фактологическом и социологическом материале (включая опыт преподавательской работы и участие в молодежных проектах в ЮФО) рассказал о тактике, нацеленной на раскалывание единого информационного и мировоззренческого пространства, в том числе и с использованием черкесского вопроса. Чаще всего для достижения подобного рода целей односторонне подбирается фактура, распространяемая через соответствующие сайты, что оказывает негативное влияние молодежь. Избирательное отношение и строгие дихотомии «плохой — хороший» в отношении героев и событий исторического прошлого — вот что характеризует, по мнению докладчика, состояние этой сферы. Благоприятной средой для подобного ненаучного и неисторичного черно-белого подхода является крайне низкий уровень представлений о многомерном историческом процессе, коим являлась Кавказская война.
В выступлениях ученых и общественных деятелей из Кабардино-Балкарского госуниверситета (кандидата исторических наук из КБГУ А.Х. Борова и доктора исторических наук К.Ф. Дзамихова) были озвучены резко критические оценки деятельности Российской империи на Западном Кавказе, распространенные в кругах черкесского националистического (в последнее определение мы не вкладываем оценочного суждения) движения, в частности, Международной черкесской ассоциации, широко цитировались документы адыгских (черкесских) организаций. В целом дискуссия носила выдержанный характер, несмотря на несходные взгляды по некоторым принципиальным вопросам. Что подтвердило подлинно научный статус мероприятия, на котором были представлены разные точки зрения.
Важное внимание было уделено характеристике социально-экономической ситуации в районе Большого Сочи в преддверии Олимпиады. В частности, в выступлении известного отечественного эксперта по Южному Кавказу Андрея Арешева отмечена тесная связь между внутренними и внешними факторами. Так, очевидно, что весь позитив, связанный с предстоящей Олимпиадой, будет игнорироваться и блокироваться (как это произошло с кампанией по выбору олимпийского талисмана, практически западными СМИ не освещавшегося), а весь негатив – всячески выпячиваться. Новый виток масштабной информационной кампании против Олимпиады (в том числе и сопровождаемый попытками вновь опереться на «черкесский вопрос») может начаться по мере роста противоречий различного свойства между Россией и «коллективным Западом».
В ярком и изобилующем ассоциативными сравнениями выступлении известного политолога Сергея Михеева была прослежена логическая линия действий американцев в различных регионах земного шара и социально-политических условиях. Одна линия работы предпочтительна в отношении центральных властей (например, в России и Китае), в отношении которых звучат призывы к «либерализации», в отношении других поддерживается идея следования историческим корням, традиции и т.д. В конечном итоге все разнонаправленные устремления нацелены на создание контролируемого хаоса и создание зоны политической турбулентности. Нежелательны, но возможны ассоциации с Югославией, Ливией, Сирией и т. д.
Темой выступления научного сотрудника РИСИ Антона Аверьянова стали социально-экономические проблемы, возникающие при подготовке и проведении Олимпийских игр. Резкий рост потребительских цен в Сочи стал ближайшей реакцией на решение МОК о проведении Олимпийских игр в этом городе. Однако в действительности вместо превращения Сочи в мекку российского туризма этот город рискует остаться недоступным как для туристов, так и для самих горожан. Сочи рискует превратиться в полузакрытый кластер для богатых, а многочисленные спортивные объекты могут после 2014 года остаться невостребованными, превратиться в дорогостоящие, построенные на федеральные деньги, музейные экспонаты под открытым небом. Уже сейчас олимпийские стройки создали огромное количество проблем экологического, социального (например, эксплуатация трудовых мигрантов, о чем недавно даже был создан фильм) и иного плана. Резко изменился этнорелигиозный и этноконфессиональный состав Большого Сочи (в частности, возросло количество мигрантов из стран Средней Азии, а также число представителей неопротестанских течений (сект))... Наряду с коррупционными скандалами это может стать поводам для информационных атак, дискредитации самой идеи проведения Олимпиады в России. В свою очередь, радикальная оппозиция эксплуатирует в первую очередь именно лозунги борьбы с коррупцией. Другая проблема – обеспечение безопасности спортивных мероприятий, Сочи – это часть более обширного региона, и обеспечить безопасность Олимпиады означает необходимость предпринимать соответствующие меры. В том числе, и в сопредельных районах. Любые инциденты даже за пределами собственно Сочи представляют собой риски безопасности и являются фактором создания негативного информационного фона для объявления (пусть даже частичного) бойкота. Другим подобного рода поводом может стать так называемая «оккупация» Россией Абхазии и Южной Осетии, равно как и недобросовестные интерпретации «черкесского вопроса».
В целом большинство докладов и выступлений на конференции носили научный и аналитичный характер и были выдержаны в духе научного объективизма, хотя, разумеется, затрагивание столь болезненных тем, как мухаджирство (махаджирство) и событий Кавказской войны не могло не вызвать порой острой реакции представителей северокавказской и абхазской сторон. Запомнилась реплика заместителя директора Абхазским институтом гуманитарных исследований им. Дмитрия Гулиа Сослана Салакая, который процитировал президента Абхазии Александра Анкваба: мы помним о событиях прошлого, но мы не связываем их с современной Россией, с которой у нас установлены самые тесные и дружеские отношения. «Черкесский вопрос» - та страница, которую нужно перелистнуть. Эти слова президента Абхазии стали символическим смысловым рефреном всей конференции.
По итогам работы конференции единогласным решением участников было принято итоговое заявление (полный текст заявления на русском и английском языках размещен на сайте НОК www.kavkazoved.info). В частности, пункт 11 содержит такую формулировку: «Необходимо способствовать формированию единого общекавказского научно-информационного пространства, включая привлечение к работе Научного общества кавказоведов специалистов из Адыгеи, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии и других регионов. Приоритетное значение имеет объективность и беспристрастность научных исследований широкого спектра проблем, связанных с военными конфликтами на Кавказе, изыскание и разработка путей и методов решения спорных вопросов».
По итогам конференции будет опубликован сборник научных материалов — докладов и выступлений, которые будут размещены на сайте НОК.