Методы добычи углеводородов из сланца впервые были опробованы еще в 1821 году в США, штате Нью-Йорк. Тогда там появилась, наверное, первая в истории коммерческая газовая скважина, пробуренная в сланцевых пластах. Видимо, благодаря исторической преемственности именно в Штатах на протяжении последних лет двадцати технологии добычи сланцевого газа в промышленных масштабах получили стремительное развитие. Вплоть до того, что четыре года назад США обогнали Россию по объемам производства газа в целом.
Вполне логично, что следом за сланцевым газом американские нефтегазовые компании заинтересовались месторождениями сланцевой нефти. Все это укладывается в русло стратегии энергетического самообеспечения, которую США весьма последовательно реализуют. В это же время в Евросоюзе, стремящемся диверсифицировать свою зависимость от импорта энергоносителей, появились надежды на сокращение поставок российского газа. В том числе за счет более дешевого, в перспективе, американского сланцевого газа. А в более отдаленном будущем, возможно, и сланцевой нефти из США.
Но пока топливные бункеры европейских электростанций и других предприятий по большей части заполняет действительно дешевый, экологически вредный уголь из американских излишков. Одним из основных источников энергии для Европы по-прежнему остаются российские газопроводы.
Впрочем, перспективные расчеты на сланцевые углеводороды совсем не лишены смысла. Даже в богатой нефтью и газом России месторождения этих традиционных энергоносителей постепенно истощаются. Однако, во-первых, это не быстрый процесс, а во-вторых, Россия не намерена отставать от США в разработке альтернативных источников углеводородов. За счет собственных сланцевых месторождений Россия способна как минимум до 2020 года поддерживать нефтедобычу на уровне 10 миллионов баррелей в день. Об этом на днях в интервью британской The Financial Times заявил вице-президент российской нефтяной компании «ЛУКОЙЛ» Леонид Федун.
Судя по настроениям российских нефтедобытчиков, такие компании, как «Роснефть», «Газпром нефть» и другие, также намерены участвовать в разработке отечественных сланцевых месторождений. Главным образом, обширного Баженовского месторождения в Западной Сибири.
Россия, бесспорно, одна из ведущих стран по запасам нетрадиционных энергоносителей любого вида, в том числе сланцевой нефти и сланцевого газа, говорит аналитик инвестиционной компании «Сбербанк КИБ» Валерий Нестеров. Хотя ввиду того, что еще до недавнего времени сланцевая тема не была столь актуальна, точных подсчетов ресурсов не проводилось, уточнил Нестеров в интервью «Голосу России»:
«Поэтому оценки ресурсов представляют очень широкий диапазон. Например, так называемая сланцевая нефть, или нефть плотных формаций – это Баженовская нефть, здесь у нас оценки ресурсов колеблются где-то от трех миллиардов тонн до свыше ста миллиардов тонн. Что кратно, конечно, превышает размеры доказанных запасов традиционной нефти в стране. Сланцевого газа, судя по геологии, должно быть тоже много, многие триллионы кубометров. Но ввиду того, что до сих пор у нас много было и еще много остается дешевого, легкодоступного традиционного газа, сухого метана,вопрос о сланцевом газе у нас не стоял. К его изучению нас подтолкнула вот эта сланцевая революция в Америке».
// Скачать аудио файл
По данным из открытых источников, разведанные запасы традиционного природного газа в России составляют свыше трети мировых. А доказанные, то есть извлекаемые, запасы газа при текущем уровне потребления обеспечат страну голубым топливом в течение семидесяти двух лет. Что касается ресурсов сланцевой нефти, то их уже постарались оценить западные аналитики. Так, эксперты Bank of America Merill Lynch предполагают, что Баженовское месторождение способно выдавать до полумиллиона баррелей нефти в день. Эксперты из Wood Mackenzie предсказывают общий потенциал этого месторождения в объеме два триллиона бареллей.
Вместе с тем простого наличия богатых сланцевых залежей углеводородов недостаточно, для их извлечения необходимы особые технологии. Их основу составляют горизонтальное бурение и многоступенчатый гидроразрыв пластов. В России эти методики известны. Например, еще в 1954 году первый в мире гидроразрыв угольного пласта произвели специалисты советского в то время института «Промгаз» во время подземной газификации угля в Донбассе (ныне территория Украины). Правда, сложность в том, что каждый отдельно взятый регион отличает собственная геология, и методы сланцевой добычи необходимо, так сказать, подбирать индивидуально. То есть технологии, применяемые в США, могут оказаться неэффективными в России или в Китае.
Но это в действительности не такая большая проблема. В интервью «Голосу России» член экспертного совета комитета Госдумы РФ по энергетике, доктор технических наук, профессор Наталья Андреева рассказала, что в России уже начали весьма успешно отрабатывать собственные технологии извлечения сланцевой нефти:
«Я даже сама экспертизу делала одной из таких технологий, и она действительно показывает очень хорошие результаты. Вот как раз это достаточно чистая технология. Там нет гидроразрыва пласта, там закачивается воздух и пар, и в пласте образуется, как его называют нефтяники, внутрипластовый движущийся очаг горения. Конечно, это не горение, но вы знаете, что любая реакция с кислородом называется горением. То есть там происходит нагрев пород до трехсот пятидесяти градусов и внутри происходит генерация углеводородов. То есть в буквальном смысле образуется нефть в пласте».
// Скачать аудио файл
Вообще сланцевые месторождения – это совсем не редкое явление, их полно, в том числе и в Европе. Другое дело, что как раз в силу технологий добычи и географических особенностей сланцевые нефть и газ практически нельзя добывать в густонаселенных регионах. Так, министр экономики Германии Филипп Реслер и его коллега, министр окружающей среды Ноорберт Рёттген, выступают против такие разработок в ФРГ. В Польше, обладающей одними из самых богатых в Европе сланцевых пластов, отказались от бурения из экологических соображений и по причинам нерентабельности подобных проектов для страны.
Впрочем, российские эксперты, по словам Натальи Андреевой, убеждены, что практически любой проект по добыче сланцевых углеводородов в настоящее время будет балансировать на пределе рентабельности. Если, к примеру, в достатке имеется отличный сухой газ, который можно легко доставлять потребителю по трубе, то нет необходимости изобретать альтернативу. С нефтью несколько иная ситуация, но все равно схожая.
Так что, несмотря на сланцевую революцию в США, Россия в ближайшей перспективе с удовольствием продолжит обеспечивать европейских партнеров своими углеводородами, добытыми проверенным, традиционным способом.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 119
Рейтинг поста:
http://zavtra.ru/content/view/rossiya-prospala-slantsevuyu-revolyutsiyu/
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 1742
Рейтинг поста:
А как насчет применения? Владеть - это одно, а применять на практике - это уже другое.