Во время новогодних праздников, когда почти все китайцы берут отпуск и сообща отмечают их, корабли ВМФ Китая ежедневно демонстрировали свои вымпелы в спорных акваториях. Также Пекин выложил свой новый козырь – первый собственный авианосец. Народная республика наглядно демонстрирует, что она может предложить на море из военного арсенала помимо регулярного патрулирования Южно-Китайского и Восточно-Китайского морей кораблями и подводными лодками.
В конце недели из порта Циндао, что на востоке страны, в Аденский залив отправилась хорошо вооружённая эскадра. Ни одно другое государство не может сравниться с Китаем по масштабу своего участия в международной борьбе с пиратством. По данным агентства Синьхуа это уже 14 по счету рейд китайского ВМФ к сомалийским берегам. Борьба с пиратами станет хорошим поводом для практических учений в открытом море.
КНР вынуждена сопровождать свои военные корабли судами обеспечения, поскольку не располагает военно-морскими базами за пределами собственной территории. Но Пекин уже делает первые шаги по созданию баз для обеспечения торговли, транспортировки сырья и энергоресурсов.
Пекин нацелился на пакистанский порт Гвадар
В 2010 году мир был взбудоражен, когда управление средиземноморским портом контейнеровозов Пирей (Греция) перешло к дочерней компании китайской государственной пароходной компании ChinaOceanShipping (Cosco). В результате Coscoполучила не только доступ в Восточную Европу, но и выход к торговым путям в Чёрное Море, в Центральную Азию и Россию. Но даже этого китайскому руководству оказалось мало – сейчас Пекин хочет взять в свои руки управление пакистанским портом Гвадар.
Индийские политики с подозрением и опаской следили за тем, как в прямом эфире пакистанского телевидения президент страны Азиф Али Зардари скреплял соглашение о намерениях. В течение года должны быть окончательно улажены все юридические формальности, после чего китайский оператор ChinaOverseasPortsHoldingCompany (COPHC) сменит имеющего сейчас концессию пакистанского правительства сингапурского оператора PSA.
Китайское государственное радио объявило о сделке 19 февраля. Речь идёт «исключительно об экономических интересах». Порт Гвадар открывает китайскиму экономическому продвижению и импорту энергосырья коридор на суше, что сокращает пути движения на тысячи километров. Благодаря этому порту китайский торговый флот получает прямой доступ в Аравийское море, Ормузский пролив, к источникам сырья в Африке и на Среднем Востоке.
«Речь идёт только о нефти»
Особую выгоду при этом получают слабо развитые западные провинции Китая, в будущем они смогут напрямую снабжаться из Гвадара нефтью и прочим сырьём по суше автотранспортом, а также по запланированной к строительству железной дороге. В 2012 году Пекин импортировал со всех концов света 270 миллионов тонн нефти – около 60% всех потребностей страны.
Комментатор патриотической партийной газеты «Глобал таймс» заверил, что речь идёт только о нефти. Спекуляции на тему военных или стратегических соображений в проекте порта являются «совершенно необоснованными». Безопасность энергоснабжения играет «ключевую роль для роста экономики Китая». Поэтому Запад всякий раз с «излишним» усердием бьет тревогу, когда речь идёт о китайском интересе к энергоресурсам за границей. Хотя, конечно, любой порт обладает и «потенциальной военной ценностью». Но Китай не проводит никакой стратегии «по окружению и колонизации заморских территорий».
К этим уверениям сосед Пакистана относится с критическим недоверием: министр обороны Индии Аракапарамбил Энтони в начале февраля охарактеризовал, как «вызывающий беспокойство» предполагаемый переход под управление Китая «столь стратегически важного глубоководного порта, как Гвадар». Индийские газеты напомнили и о предложении, сделанном в мае 2011 года тогдашним министром обороны Пакистана Ахмадом Мухтаром, о том, чтобы в будущем Китай создал в порту Гвадар свою военно-морскую базу.
США настороже
Также и США внимательно отслеживают ситуацию с Гвадаром. О «китайской стратегии жемчужного ожерелья» Пентагон заговорил ещё в 2004 году, имея в виду под этим все бизнес-предприятия Китая на побережье Азии, Ближнего Востока и Африки. На старых морских путях, приведших мореплавателя эпохи династии Мин Чжэн Хэ от Малаккского пролива в Ормузский к Аравийскому полуострову и от Ирана до Восточной Африки, сегодня расположены жизненно важные для Китая пути подвоза нефти и сырья.
Благодаря торговым связям, льготным кредитам, строительству портов и созданию транспортной инфраструктуры Пекин создаёт вдоль побережья стратегическую сеть морских опорных пунктов. Подобные «жемчужины», плод усилий китайского менеджмента, обладают потенциалом развернуться в будущем в военно-морские базы, что тревожит как минимум США.
Во время четвёртого из своих семи путешествий в 1415 году Чжэн Хэ проследовал вдоль берегов Гвадара. И вот новый порт станет наиболее продвинутой на Запад «жемчужиной». Ещё одна появится на территории Непала, где Китай за 14 миллионов долларов США строит «сухой порт» Larcha (терминал для перевалки грузов на внутренних направлениях, а также для хранения грузов и оказания услуг по их таможенному оформлению – прим. пер.). В Бангладеш КНР вступила в конкуренцию за право строительства глубоководного порта в Бенгальском заливе при проектной стоимости работ в 5 млрд. долларов США. На Шри-Ланке Пекин финансирует крупными кредитами строительство глубоководного порта Хамбантота.
Пекин берёт на себя 75% финансирования
В пакистанском Гвадаре китайские строительные фирмы занимались расширением нефтяного и контейнерного глубоководного порта ещё с марта 2002 года. 75% начального финансирования в размере 250 миллионов долларов США взял на себя Пекин, как пишет «Чайна дейли». Работы в гавани были завершены в 2007 году. За исключением шоссе на Карачи здесь больше нет никаких выходов в пакистанскую транспортную сеть, ни одного аэропорта или железной дороги.
Из-за этого потерпел неудачу сингапурский портовый оператор PSA. Совершенно неожиданно именно он, а не китайский портовый концерн, получил право на эксплуатацию Гвадара. Это решение было продавлено США через прозападно настроенного главу Пакистана Первеза Мушаррафа. Однако в конце января этого года правительство Пакистана решило изъять у PSA концессию в пользу Китая.
Угроза новой «холодной войны»
Новая «нефтяная дипломатия» и необходимость обеспечения безопасности путей доставки сырья вызывают стремление к контролю за транспортными и морскими путями. Именно это грозит превратить мировой океан в новую «горячую точку». Военно-морской теоретик США Роберт Каплан ещё в 2005 году предупреждал об этом. А именно, что наращивание Китаем своего военно-морского флота рано или поздно позволит ему продвинуться в Тихий океан, что приведёт к новой «холодной войне» с США за господство в этом регионе.
В своё время утверждения Каплана вызвали бурную реакцию, причём китайское руководство тогда категорически отрицало своё желание когда-либо построить собственный авианосец или создать современный ВМФ. И тогда ещё всё было тихо в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях. Сегодня же всё совсем иначе. Источник: inoforum.ru.
Рейтинг публикации:
|