О новом газовом клубке на юге Европы
Газовые коллизии Южной Европы вновь в центре внимания. Во-первых, это обсуждение российского кредита Кипру в обмен на доступ к разработке его газовых запасов. Во-вторых, это продажа Грецией своих компаний: газовой DEPA и газотранспортной DESFA (на них претендуют в том числе и российские «Газпром» и «Синтез»). В третьих, это скорый выбор маршрута для транспортировки азербайджанского газа по территории Европы – он должен быть сделан между TAP и Nabucco West. Попробуем разобраться в этом клубке вопросов.
Начнем с потенциальной разработки кипрских газовых запасов, которые являются частью комплекса морских месторождений Восточного средиземноморья. Быстрее всего свои запасы начал разрабатывать Израиль, сейчас подтягивается Кипр, готовится Ливан.
Мы уже писали, что при разработке средиземноморского газа основная задача России – в максимальной степени способствовать сжижению этого сырья -- с тем, чтобы газ пошел в виде СПГ в Азию, а не по трубопроводам в Европу, конкурируя с российским топливом. И пока, действительно, будущий израильский экспорт нацелен преимущественно на Азию. Но с Кипром так не выйдет. Самому острову газа нужно совсем немного, но, скорее всего, Кипр захочет проложить газопровод в Грецию, чтобы обеспечить своим газом дружественную страну.
Сейчас Греция в значительной степени (более чем на 70%) зависит от поставок российского газа. Но в дальнейшем, с учетом разработки кипрских запасов, она с большой вероятностью будет переключаться на новые источники топлива. При этом «Газпром» заинтересован в покупке греческой газовой компании DEPA, чтобы выйти на конечный рынок газа. DESFA «Газпром» купить не может, так как правила Третьего энергопакета запрещают поставщикам газа владеть газотранспортными мощностями. Но на нее (а также на DEPA) претендует российская группа «Синтез».
Ясно, что покупка DEPA для «Газпрома» наиболее интересна в том случае, если одновременно «Газпром» будет и поставщиком топлива. И наоборот, будучи владельцем DEPA, «Газпрому» будет проще как можно дольше сохранять свои поставки на греческий рынок. С другой стороны, даже если российский газ в Греции будет постепенно замещаться кипрским топливом (пока в любом случае это отдаленная перспектива), для «Газпрома» становится важным участие в разработке этих запасов. Можно рассуждать о самых различных синергиях, но если «Газпром» сможет купить DEPA и одновременно заняться добычей на Кипре, это будет очень серьезный успех российской корпорации.
Но на DEPA претендует еще одна компания, и тоже со «своим» газом - азербайджанская SOCAR (строго говоря, газ не совсем её - месторождение разрабатывает консорциум преимущественно иностранных компаний, но газ все же азербайджанский).
В этом случае возможная покупка DEPA может быть увязана с другим вопросом – как по территории Европы пройдет трубопровод, транспортирующий азербайджанский газ. Напомним, что усеченная версия Nabucco – газопровод TANAP доставит к европейским границам Турции 10 млрд кубометров газа в рамках 2-й фазы разработки месторождения Шах-Дениз. Пока неясно, успеют ли добытчики этого газа уложиться в сроки (примерно 2018 год), но выбор маршрута по территории Европы должен быть сделан уже весной – в начале лета. Варианта два - это Nabucco West, заканчивающийся на австрийском трубопроводном хабе Баумгартен, или же TAP (Trans-Adriatic Pipeline), проходящий через Грецию и Албанию и заканчивающийся на юге Италии. Ясно, что в контексте покупки DEPA SOCAR заинтересован во втором варианте. Но не его мнение определяющее, т.к., повторимся, Шах-Дениз разрабатывается консорциумом компаний, где у SOCAR 10%. Европа же больше настроена реализовать Nabucco West – все ж таки газопровод Nabucco за эти годы уже стал практически навязчивой идеей Евросоюза.
Обратим внимание еще на один момент. Если посмотреть на окончательную карту будущего «Южного потока», то можно заметить, что утвержденный маршрут заметно отличается от первоначального. По изначальной версии практически сразу после выхода из моря газопровод разделялся на две части, которые практически в точности повторяли Nabucco West и TAP. Трудно сказать, почему в результате маршрут пересмотрели. Возможно – это было условие ЕС, чтобы сохранить альтернативные маршруты для «своих» проектов. Кроме того, вероятно, что в «Газпроме» уже осознавали, что наиболее южные рынки в будущем будут охвачены газом с кипрских запасов, и поэтому увели газопровод чуть севернее.
О результатах происходящих реконфигураций будущих газовых поставок юга Европы мы проинформируем уважаемых читателей.
Источник: odnako.org.
Рейтинг публикации:
|