США не намерены спокойно наблюдать за тем, как КНДР пытается создать ядерное оружие, которое может быть обращено против Америки. Об этом заявил в понедельник официальный представитель Белого дома. Джей Карни напомнил о намерении Пентагона разместить на Аляске 14 дополнительных ракет-перехватчиков. Это, по его словам, свидетельствуют о серьезности, с которой Вашингтон относится к исходящей от Пхеньяна угрозе.

 

Сам же объект высочайшего гнева продолжает "игры в песочнице". Северокорейцы уже испытали три ядерных заряда, запустили в Японском море пару ракет малой дальности, постреляли под руководством своего лидера Ким Чен Ына в направлении южнокорейских островов. Можно сказать, что Пхеньян верен выбранному однажды стилю игры, уверен международный гроссмейстер Алексей Кузьмин:

 

"Главные фигуры на шахматной доске - короли (в политическом поединке - президенты). Если президент Южной Кореи - приверженец позиционного стиля игры, оперирует главным образом экономическими маневрами, то его оппонент склонен к остро тактическим военным осложнениям.


Но не они, а игроки определяют стратегию. В корейской партии схлестнулись геополитические интересы двух гигантов. Фигурами Южной Кореи руководят Соединенные Штаты. Им противостоит Китай. Ядерные испытания КНДР можно сравнить с подготовкой дальнобойных слонов - вывод их на атакующие позиции. Ответный позиционный маневр южан - санкции ООН. Следующий ход - разрыв КНДР соглашения о ненападении. Это уже острая пешечная конфронтация в центре. Ответ - заявление Южной Кореи о полной готовности нанести сокрушительный удар. Что дальше?"


Особенно впечатляет стремление северокорейцев к возможно большей шумихе вокруг испытаний. Обычно ведь страны, не входящие в клуб ядерных держав, пытаются скрыть свои эксперименты. Да и достигнутую недавно договоренность Пхеньяна с Тегераном об "обмене научной информацией" (формула, которую все считают просто прикрытием) тоже максимально распиарили, полагает международный гроссмейстер Владислав Ткачев:

 

"Наверняка, где-то здесь и лежит разгадка такого на вид нелогичного поведения нового лидера Северной Кореи Ким Чен Ына. Суть не в том, чтобы действительно представлять опасность для тех же США, а скорее чтобы все так думали. Помимо собственной неприкосновенности, это сулит еще и выгодный экспорт соответствующих технологий в государства, переживающие за свой суверенитет. На Ближнем Востоке в последнее время таких особенно много".


Судя по всему, северокорейское руководство отлично усвоило шахматный принцип "угроза сильнее исполнения". Как она действует, объясняет Владислав Ткачев:

 

"Допустим, вы всеми силами создаете впечатление, что желаете приступить к атаке на короля, хотя сами при этом осознаете, что вряд ли получится. Весь расчет на то, что противник поверит. Поэтому требуется как можно большая убедительность.


И вот под угрозой мата - то есть немедленного проигрыша - он идет на одну уступку за другой. Партия продолжается, какой бы тяжелой ваша позиция до этого ни была. Блеф, конечно. Но только он часто и позволяет спастись".


А для блефа у Пхеньяна простор широкий. Обмен уколами с южным соседом давно стал своего рода ритуалом. И едва ли он в ближайшее время перерастет во что-то большее - этого не допустят реальные участники сегодняшнего азиатского противостояния, уверен Алексей Кузьмин:

 

"Если в тактические операции помимо пешек вступят боевые фигуры, будет война. Но, слава богу, супергроссмейстеры геополитических битв - США и Китай - игроки стратегического стиля. Хаос непредсказуемых комбинаций не из их арсенала. Ход за северянами. И Пекин сможет принять верное стратегическое решение".


 Скорее всего, конфронтация снова ограничится пешечными разменами, то есть жестким обменом, но не ударами, а угрозами. Главное, чтобы король северокорейских фигур - Ким Чен Ын - в милитаристском раже не наломал дров на шахматной доске.

Игорь Силецкий