В пятницу новый шеф Пентагона Чак Хейгел объявил, что в ответ на рост ракетно-ядерной угрозы со стороны Северной Кореи США решили реструктурировать свою глобальную систему ПРО. Америка приняла решение отказаться от четвертого этапа развертывания своей ЕвроПРО, которым предусматривалось появление через несколько лет в Польше ракет-перехватчиков SM3 Block IIB. А они по своим тактико-техническим характеристикам были бы уже способны «ограниченно» поражать и российские МБР (а не только мифические иранские и северокорейские средства доставки ядерного оружия).
Взамен этой четвертой (последней) фазы развертывания ЕвроПРО американцы приняли решение резко укрепить свои западные рубежи, развернув на Аляске 14 дополнительных ракет-перехватчиков GBI и доведя таким образом их общее число там до 44 единиц. Кроме того, в Японии появится еще один радар наведения американских противоракет на цели. Вкупе с уже находящимися в Тихом океане 16 кораблями ВМС США, оснащенными системами Aegis с ракетами-перехватчиками SM-3 Block 1А (всего у американцев таких 26 кораблей, т.е. более половины их и так уже выдвинуты к Дальнему Востоку), это призвано создать противоракетный щит, который заведомо справится не только с мифической корейской угрозой, но и обесценит все китайские МБР.
Китай, кстати, уже резко раскритиковал объявленную Хейгелом реструктуризацию ПРО. Но американцам эти возражения китайцев – «до лампочки». Более того, они особо и не скрывают, что их главным потенциальным противником в борьбе за мировое господство чем дальше, тем все больше становится именно Китай. И они не намерены предоставить ему возможность наравне тягаться с собой по ракетно-ядерному потенциалу, как это исторически сложилось у них в противостоянии с Россией.
Есть, впрочем, в решении американцев перебазировать потенциал ПРО на Дальний Восток и вполне прозаические причины. Американцы, как это ни покажется на первый взгляд странно, просто решили сэкономить деньги на четвертом этапе ЕвроПРО. Конгресс США, посчитав недавно все военные расходы и прослезившись, урезал ассигнования на создание ракет-перехватчиков SM3 Block IIB. Кстати, в значительной мере потому, что специалисты не очень-то высоко оценили потенциал системы ПРО, на них основанный. Нет, мифические северокорейскую и иранскую ракетные угрозы могут заведомо парировать не только SM3 Block IIB, но и ранние, менее совершенные модификации этих перехватчиков (SM3 Block IА и SM3 Block IIА), которые в системе ЕвроПРО или уже задействованы, или вот-вот появятся. Но ведь только с появлением SM3 Block IIB американцы связывали надежды (а российские эксперты, напротив, выражали нешуточное беспокойство) с «обнулением» российских МБР. А раз нет гарантий, что эти ракеты-перехватчики справятся с МБР России, зачем же тратится на SM3 Block IIB? Не для парирования же северокорейской и иранской угроз они в самом деле создавались.
Пусть мы пока развернем, думают американцы, систему ПРО от китайских (а заодно, конечно, и от корейских) ракет, а сами тем временем продолжим работу над усовершенствованием наших ракет-перехватчиков. Да и России, ранее особо резко возражавшей против именно четвертой фазы развертывания ЕвроПРО, невольно руку мира протянем – авось, благосклонно и отреагирует.
Нет, объявляя о реструктуризации своей системы ПРО, американские официальные лица всячески подчеркивали, что это решение никак не связано с Россией. «Изменения в программе ПРО не имеют никакого отношения к позиции России», - прояснил представитель Пентагона Джордж Литтл, слова которого приводит «Коммерсант». Правда, анонимный американский чиновник, которого цитирует The New York Times, при этом добавил, что если дополнительный положительный эффект в отношениях с Россией от американского решение по ПРО появится, то пусть так и будет. А известный эксперт по контролю над вооружениями из Brookings Institution Стивен Пфайфер, ранее занимавший высокие посты в Госдепе и Совете национальной безопасности США, и вовсе с некоей долей издевки обращается к Москве: «Теперь российским ракетам ничего не угрожает… Это может иметь далеко идущие последствия. Самое интересное, как отреагируют русские, когда переварят эту новость». Таким образом, объявляя об отказе от четвертого этапа ЕвроПРО, американцы явно рассчитывали и на благосклонный отклик Москвы. Но – не дождались.
«Никакой связи между возражениями РФ против развертывания американской ПРО в Европе и тем, что было объявлено министром обороны США, я не усматриваю,- заявил «Коммерсанту» замглавы МИД РФ Сергей Рябков.- Это не уступка России, и нами она так не воспринимается. Все аспекты стратегической неопределенности, связанные с созданием системы ПРО США и НАТО, остаются. Соответственно, в силе остаются и наши возражения».
По словам Рябкова, элементы ПРО США, которые планируется развернуть в Европе в рамках первых трех фаз системы, обладают высокой мобильностью. «Они будут размещаться на кораблях, которые могут переместиться из одной акватории в другую в течение нескольких дней. Наземные комплексы тоже будут мобильными», - пояснил дипломат. Поэтому и усеченная система ЕвроПРО может представлять угрозу ядерному потенциалу РФ.
Более того, планы США вызвали у Москвы новые озабоченности. «Планы по развертыванию дополнительного количества тяжелых ракет-перехватчиков системы GBI на Аляске и в Калифорнии - это не символический жест. Речь идет о существенном наращивании способностей США в сфере ПРО», - пояснил Рябков. И России, по его словам, еще предстоит оценить последствия этого решения с точки зрения интересов ее собственной безопасности. «Никакой эйфории по поводу того, что объявлено министром обороны США, мы не испытываем. И оснований для того, чтобы корректировать нашу позицию, не видим,- подытожил замглавы МИД РФ.- Будем продолжать диалог и вести дело к заключению юридически обязывающих договоренностей о ненаправленности всех элементов системы ПРО США против российских стратегических ядерных сил».
Сегодня в Женеве начались переговоры Рябкова с замгоссекретаря США по контролю над вооружениями Роуз Готтемеллер, которые планируется продолжить и завтра.
Источник: http://km.ru
Рейтинг публикации:
|