Информагентства цитируют выдержки из программной речи, с которой выступил в парламенте Румынии президент Траян Бэсеску. Он обрушился на лидеров всех политических партий, которые, как он считает, компрометируют курс власти на интеграцию в ЕС.
"Антиевропейские, антизападные высказывания возвращают нас назад. Необходимо, чтобы народ верил, что единственный путь страны - на Запад".
А глава его администрации предупредил, что "на фоне геополитической напряженности в Восточной Европе наблюдается процесс "советизации". Румынии сейчас надо держаться, как можно ближе, к западным партнерам.
Что вообще-то происходит в Бухаресте? Вот как видит ситуацию директор Института политических исследований Сергей Марков:
"Совершенно очевидно - это истерика. И она связана с тем, что руководство Румынии боится развития событий по болгарскому сценарию, когда задерганные снижением уровня жизни люди выходят на улицы, меняется власть. Напомню, весь сыр-бор у болгар разгорелся из-за высоких цен на электроэнергию, чего можно было бы в перспективе избежать, продолжив контракт с "Росатомом" по достройке АЭС "Белене". Но политическая предвзятость болгарских властей в отношении России такой возможности населению не оставила. Те же настроения культивируются сегодня и в Румынии, где русофобия приобретает формы настоящей истерии. И вот выплеснулась в грозные указания не критиковать евроинтеграцию, ориентироваться строго на Запад".
Как-то странно прозвучали эти призывы на фоне последнего решения официального Брюсселя, отказавшего (уже в который раз!) Румынии и Болгарии в присоединении к Шенгенскому соглашению. А что касается еврозоны, то, как заявил сам Бэсеску, даже в 2015 году членство в ней Румынии не светит. Да что там Шенген и валютный союз! Ставится под сомнение само пребывание двух стран в Евросоюзе. "Поспешным" назвала их вступление в ЕС министр внутренних дел Финляндии Пяйве Рясянен. Какая-то любовь без взаимности? Сергей Марков прокомментировал:
"Румыния вступила в Евросоюз, как бы в кредит. Уровень жизни в ней сегодня выше, чем у соседней Молдавии, чем в Украине. Другое дело, что Бухарест отрабатывать долг не спешит. Вот и вызывает раздражение европейских политиков. Как, впрочем, и своими одиозными планами по аншлюсу Молдавии. Хотя от этой идеи президент упорно открещивается, но факты говорят сами за себя. Считаю, что "апрельскую революцию" в Молдавии 2009 года, разгром зданий администрации президента и парламента, эту, по сути, попытку государственного переворота, инспирировали румынские спецслужбы. А чего стоит историческая риторика Бэсеску! Думаю, не только в России, но и в Евросоюзе многим показалось чудовищным его одобрение действий военного преступника маршала Антонеску. У нас это восприняли, как фактическое оправдание нацистской агрессии против СССР. С политиками такого толка, у которых смещены исторические понятия, дело на международной арене иметь рискованно".
Российская угроза, продолжает московский эксперт, мерещится румынским властям повсюду. Современную Россию и бывший СССР уже не различают. А потому пугают тезисом, который впервые высказала Хиллари Клинтон о "советизации Восточной Европы". Нет никакой советизации, убежден Сергей МАРКОВ. Ею просто пугают, чтобы остудить желание отдельных стран строить взаимовыгодные, добрососедские отношения с Россией.