В истории существуют страницы, которые необходимо перелистывать, чтобы понять происходящее с нами сейчас. Одной из таких страниц, безусловно, является план Маршалла, который начал осуществляться с 4 апреля 1948 года и был свёрнут во второй половине 1960-х годов, когда правительства стран-реципиентов стали избавляться от долларов. Первым обмена долларов на золото потребовало правительство Франции в 1965 году, а к 1971 году все страны, получавшие американскую помощь, отказались от доллара. Результатом стала девальвация американской валюты и, в итоге, отказ США от золотого стандарта доллара, а также частичный выход Франции из НАТО.
Существовал и план Моргентау, или Доджа (Джо Додж, финансовый директор военной администрации США) состоявший в том, чтобы избавиться от конкурента, и в экономической политике союзники неукоснительно преследовали эту цель до 1951 года (финансовая помощь Западной Германии по плану Маршалла осуществлялась одновременно с взиманием с Западной Германии контрибуции за причинённый Германией материальный ущерб странам победительницам во Второй мировой войне).
«План Моргентау» предусматривал расчленение Германии, переход важных промышленных районов под международный контроль, ликвидацию тяжёлой промышленности, демилитаризацию и превращение Германии в аграрную страну.
План был предложен в сентябре 1944 года на 2-й квебекской конференции, в которой участвовали Уинстон Черчилль и Франклин Рузвельт. На конференции был подписан меморандум, согласно которому Германия должна была стать преимущественно аграрной страной.
План в первоначальном виде был отклонён, однако в послевоенной Германии американская администрация приняла ряд мер по ограничению экономического развития (в частности, директива JCS 1067). Так, администрация США после окончания войны предприняла на территории Германии следующие действия:
- децентрализация банковской системы, создание 11 банковских округов с собственным центральным банком и запрет их взаимодействия;
- дезинтеграция единой производственной системы;
- демонтаж оборудования промышленных предприятий. В Западной Германии было разрушено фактически 918 предприятий, причём из них выпускали военную продукцию только 368;
- запрет внешней торговли, законы, запрещающие торговлю с врагом, оставались в силе до середины 1947 г.
- ограничение импорта, запрет морского рыболовства, запрет производства азота для минеральных удобрений, демонтаж и уничтожение 13 химических заводов, оставшееся после отделения Восточной зоны незначительное калийное производство должно было быть полностью экспортировано;
- вырубка немецких лесов (не была осуществлена из-за ослабления рабочей силы и протеста союзнических войск);
- жёсткая налоговая политика.
Отчёт Хармса за 1948 год, бесстрастно констатирующий, что "две трети населения сильно недоедает, рабочая сила ослаблена, а половина её находится на пределе своих сил" так оценивает относительные значение ущерба, нанесённого производству в Германии:
- Отделение районов: 15%
- Потеря внешнеэкономической деятельности: 3% (в незначительной степени из-за политики автаркии)
- Прекратившиеся инвестиции: 3%
- Репарации, демонтаж: 12%
- Нанесение ущерба рабочей силе: 24%
- Дезорганизация: 4%
- Причинённые войной убытки: 9%.
Снижение производства до 30 % лишь частично можно объяснить разрушением технологической базы, напротив, она действовала — во всяком случае в том, что касалось сферы производства оборудования — ещё на довольно высоком техническом уровне.
Самым действенным средством разрушения немецкой экономики оказалась налоговая политика победителей. 58% валового национального продукта должны были изыматься в качестве налогов. Эта политика получила название "квазисоциалистического перераспределения".
Высокая ставка подоходного налога составляла 95% и начинала начисляться с дохода 61 100 марок. Налог на основные и оборотные средства и налог на капитал рассчитывался по старой балансовой стоимости, из которой не должны были вычитаться вызванные войной разрушения. Долговые обязательства по налоговой задолженности не должны были зачисляться на государство, что относилось, например, к заказам вермахта и к другим поставкам. Налоговые сертификаты государством не признавались, как и все ссуды, долгосрочные займы и прочее. Подлежащие уплате налоги должны были начисляться, исходя из все ещё имевшегося имущества. Ликвидация предприятий была нескрываемой целью большинства налоговых законодательных постановлений.
Важнейшая причина прекращения этой политики заключалась в том, что вся Западная Европа жила на поставках угля из Западной Германии. В немецком угле нуждались также и победители. Так, например, Англия была вынуждена в то время ввозить уголь из Индии и Нигерии. То же самое было и во Франции.
Уголь добывался на глубине 1 200 метров и более. Для этого необходимо было оборудовать шахты. Это вынудило победителей пересмотреть списки предприятий, подлежащих демонтажу. Примерно 1 200 фирм были признаны необходимыми поставщиками и в дальнейшем считались привилегированными. Не хватало горняков, да и имевшиеся едва ли были трудоспособными. Поэтому вся свободная рабочая сила принудительно использовалась на горных разработках. Рабочие получали специальные рационы, и оккупационные власти обеспечивали их жильём.
Транспортировка угля требовала создания инфраструктуры. Поэтому строились мосты, дороги, и прежде всего создавалась железнодорожная сеть и сеть электропитания.
82% немецкого экспорта представляли собой уголь, дерево и скрап. Трудноопределимый остаток составляли старый саксонский фарфор, наручные часы и точная механика. Для выгодного обмена всего этого на продовольственные товары оккупационные власти образовали обменные центры — так называемые "бартерные центры". Поначалу экспорт не давал Германии никакой экономической выгоды, поскольку она должна была продавать свой уголь по 11 долларов за тонну. За уголь для собственного потребления ей приходилось платить на мировом рынке втрое дороже. В период с 1948 по 1957 г.г. она понесла убытки только по углю в размере 6 млрд. немецких марок. Эта цифра многократно превышала кредиты по плану Маршалла.
Другой статьёй расходов были оккупационные изъятия. До конца 1952 г. оккупационные власти могли свободно распоряжаться государственной кассой Федеративной Республики Германии. Только в 1953 г. был разработан бюджет по оккупационным затратам, которые все ещё составляли 40% федерального бюджета.
Со временем победители начали мириться с необходимостью некоторой стабилизации, впрочем, на достаточно низком уровне. При этом чувства людей не играли здесь никакой роли. Социальные затраты просто не рассматривались, необходимые расходы полностью разрушенной Центральной Европы оккупационные власти взваливали на национальные экономики.
Ганс Иоахим Моргентау (1904–1980) - – американский политический теоретик и историк, занимавшийся проблематикой международных отношений; один из основателей классической теории реализма. Получил образование в университетах Берлина, Франкфурта и Мюнхена. Преподавал право в Мюнхенском университете. После прихода нацистов к власти в Германии в 1937 году эмигрировал в США, где был профессором университетов Канзаса, Чикаго, Нью-Йорка и др. В 1944–1961 гг. Возглавлял Центр по изучению американской внешней и военной политики (Чикаго); неоднократно выступал в качестве внешне-политического советника правительства США.
Основное внимание Моргентау уделял развитию основ теории реализма, способной, по его мнению, не только объяснять международные отношения, но и эффективно влиять на разработку внешнеполитического курса; он также занимался проблемами международных отношений в эпоху ядерного противостояния, основополагающими принципами американской демократии, внутриполитическими вопросами (способы обеспечения равенства и процветания всех граждан в условиях свободы).
Основные моменты плана Моргентау:
1. Демилитаризации Германии.
Целью Сил Альянса должно быть выполнение полной демилитаризации Германии в наикратчайший период времени после капитуляции. Демилитаризация означает полное разоружение Германской Армии и населения (в том числе изъятие или уничтожение всех военных материалов), полное уничтожение всей Германской военной промышленности и изъятие или уничтожение других ключевых отраслей промышленности, которые являются базисом военной мощи.
2. Разделение Германии.
a. Польша должна получить ту часть Восточной Пруссии, которая не отошла к СССР и южную часть Силезии b. Франция должна получить Саар и прилегающие территории, ограниченные реками Рейн и Мозель. c. Интернациональная зона должна быть создана, включая Рур и близлежащие промышленные районы. d. Оставшаяся часть Германии должна быть разделена на два автономных, независимых штата: штат Южная Германия, включающий Баварию, Вюртемберг, Баден и некоторые меньшие области и штат Северная Германия, включающий большую часть Пруссии, Саксонию, Тюрингию и некоторые мелкие области. Между новой Южной Германией и Австрией, которая будет восстановлена в политических границах до 1938, должен быть создан таможенный союз.
3. Рурская область.
(Рур включает окружающие промышленные районы, Рейнскую область, канал Keil, и всю Германию севернее территории канала Keil).
Здесь располагается сердце Германской индустриальной мощи, котел войн. Эта область должна быть не только лишена всех существующих в настоящее время отраслей, но и настолько ослаблена и контролируема, чтобы не иметь возможности в обозримом будущем стать промышленным районом. Этого позволят достичь следующие шаги:
a. В течение короткого периода времени, по возможности, не более, чем за 6 месяцев после прекращения военных действий, все промышленные предприятия и оборудование, не уничтоженные в результате военных действий, должны быть либо полностью демонтированы и вывезены из области, либо полностью разрушены. Все оборудование должно быть удалено из шахт, а шахты должны быть разрушены совсем. Предполагается, что "оголение" этой области будет осуществляется в три этапа:
i. вооружённые силы сразу же после входа на территорию должны уничтожить все заводы и оборудование, которые не могут быть вывезены. ii. Изъятие заводов и оборудования членами Организации Объединённых Наций, как возмещение и компенсация ущерба (параграф 4). iii. Все заводы и оборудование, не вывезенные в течение установленного периода времени, скажем, за 6 месяцев, будут полностью уничтожены, либо переработаны на металлолом и переданы Организации Объединённых Наций.
b. Все люди, проживающие в районе, должны понимать, что эта область не станет снова промышленной зоной. Соответственно, всех людей и их семьи в пределах района, имеющих особые навыки и техническую подготовку следует поощрять к миграции из района, и они должны быть рассредоточены насколько это возможно.
c. Область должна быть интернациональной зоной и управляться международной организацией безопасности, созданной Организацией Объединённых Наций. Органы управления района интернациональной организации должны руководствоваться политикой, направленной на дальнейшее продвижение вышеуказанных целей.
4. Возмещение ущерба и компенсация.
Не должно быть востребовано возмещение в виде периодических платежей и поставок. Возмещение и компенсации осуществляется путём передачи существующих немецких ресурсов и территорий, например, a. возвращением имущества, награбленного немцами на оккупированных ими территориях; b. передачей немецкой территории и немецкого частного права в промышленной собственности, которая находится на этой территории, оккупированным странам и интернациональным организациям в рамках программы раздела; c. путём изъятия и распределения среди разорённых войной стран промышленных установок и оборудования, расположенных в рамках Интернациональной Зоны Северного и Южного немецкого штатах, разграниченных в секции раздел("2.Разделение Германии."); d. принудительным трудом немецких рабочих за пределами Германии; e. конфискацией всех немецких активов любого характера за пределами Германии.
5. Образование и пропаганда.
a. Все школы и университеты будут закрыты до тех пор, пока Комиссия Альянса по образованию не разработает эффективную программу реорганизации. Это предполагает, что она может потребовать значительного периода времени, прежде чем снова откроются какие-либо учреждения высшего образования. Подразумевается, что образование Германских студентов в иностранных университетах не запрещается. Преподавание в начальных школах будет возобновлено, как только будут доступны соответствующие преподаватели и учебники. b. Все Германские радиостанции, газеты, журналы, еженедельники и пр. должны быть упразднены до установления надлежащего контроля и формулирования надлежащей программы.
6. Политическая децентрализация.
Военная администрация в Германии на начальном периоде должна проводиться с целью разделения в конечном итоге Германии на три штата. Чтобы способствовать разделению и для обеспечения его прочности, военные власти должны руководствоваться следующими принципами: a. Распустить всех должностных лиц правительства Рейха и вести дела в первую очередь с местными органами власти. b. Поощрять восстановление местных управлений в каждом из штатов (Земель), соответствующим 18 штатам, на которые Германия разделена в настоящее время, и кроме того, сделать провинцию Пруссия отдельным штатом. c. После раздела Германии различные учреждения управления штата должны поддерживаться организациями федерального правительства для каждых из вновь созданных областей. Такие новые органы власти должны быть в форме конфедерации штатов, с особыми правами штатов и значительном уровне местных автономий.
7. Армейский надзор за местной немецкой экономикой.
Единственная цель военных в управлении немецкой экономикой должна заключаться в содействии армейским операциям и военной оккупации. Военное Управление Альянса не берет на себя ответственность за такие экономические проблемы, как экономическое регулирование цен, снабжение продовольствием, безработица, производство, реконструкция, сфера распределения, сфера потребления, жилищное строительство или транспорт и не предпринимает никаких мероприятий по их поддержанию или укреплению. Ответственность за поддержание немецкой экономики и населения лежит на немецком народе и тех средствах, которые могут быть доступные в сложившихся обстоятельствах.
8. Контроль над развитием немецкой экономики.
В течение, по меньшей мере, 20 лет после капитуляции адекватный контроль, включая контроль над внешней торговлей и жёсткие ограничения на импорт капитала, должен осуществляться Организацией Объединённых Наций, призванной предотвращать во вновь созданных учреждённых штатах установление или расширение ключевых отраслей, составляющих основу для Германского военного потенциала, а также контролировать другие ключевые отрасли промышленности.
9. Наказание Военных Преступников и Обработка Специальных Групп.
В приложении будет дана программа наказания военных преступников, обработки нацистских организаций и иных специальных группировок.
10. Ношение знаков отличия и униформы.
a. Никакому лицу в Германии (за исключением членов Организации Объединённых Наций и нейтральных стран) не разрешено носить какие-либо армейские знаки отличия, звания, рода войск, служебные повязки или военные медали. b. Никому не разрешается носить после 6 месяцев с момента прекращения боевых действий какой-либо армейской формы или формы каких-либо полувоенных организаций.
11. Запрет на парады.
Военные парады по всей Германии не должны быть разрешены, а все военные оркестры должны быть расформированы.
12. Воздушный флот.
Все воздушные суда (в том числе планеры), будь то военные или коммерческие, изъять для последующего уничтожения. Запретить немцам работать или помогать в разработке таких воздушных судов, в том числе и в чужих интересах.
13. Ответственность Соединённых Штатов.
a. Надзор за исполнением программы для Германии, изложенной в этом меморандуме, это общая ответственность Организации Объединённых Наций. В конечном итоге выполнение совместной политики должно быть согласованным и возложенным на международный орган, который должен появится после обсуждений в Организации Объединённых Наций.
Рассмотрение конкретных мер, которые должны быть приняты этой программой, предполагает желательность отделения задач, выполнение которых должно быть осуществлено в течение начального периода военной оккупации, от тех, которые потребуют гораздо более длительного периода исполнения. Хотя США, Великобритании и СССР будут по практическим соображениям играть главную роль (конечно, при поддержке вооружённых сил Организации Объединённых Наций) в демилитаризации Германии, выполнения других частей программы могут быть наилучшим образом выполнены континентальными соседями Германии. b. Для осуществления немецкой программы после полной демилитаризации Германии придерживаться следующего распределения обязанностей:
i. США должны иметь военное и гражданское представительство в любой международной комиссии или комиссиях, который будут созданы в рамках выполнения всей немецкой программы, и эти представительства должны иметь соответствующий персонал США. ii. Главную ответственность за обеспечение порядка в Германии и гражданское управление в Германии должны взять на себя военные силы континентальных соседей Германии. В частности, они должны включать русских, французских, польских, чешских, греческих, югославских, норвежских, голландских и бельгийских солдат.
c. В рамках этой программы американские войска могут быть отозваны в течение относительно короткого времени. Фактическому выводу американских войск не должно предшествовать соглашение с СССР и Великобританией на принципах, изложенных в этом меморандуме.
14. Назначение американского Верховного Комиссара В кратчайшие сроки должен быть назначен Американский Верховный комиссар по Германии для того, чтобы он мог отслеживать развитие американских взглядов на эту проблему.
ПРИЛОЖЕНИЕ B
Наказание за доказанные военные преступления и обработка особых групп.
А. Наказание за доказанные военные преступления.
1. Главные преступники.
Список Главных Преступников этой войны, чья вина признана Организацией Объединённых Наций, должен быть составлен как можно скорее и передан соответствующим армейским властям. Армейские власти должны быть тщательно проинструктированы в отношении всех тех лиц, которые входят в эти списки следующим образом: a. Они должны быть арестованы и опознаны как можно скорее. Опознание после задержания должно быть утверждено офицером Генеральского звания. b. В случае, когда такое опознание достигнуто, опознанное лицо должно быть немедленно предано смерти расстрельными командами из числа солдат Организации Объединённых Наций.
2. Выявление других военных преступников.
А. Военные комиссии должны быть учреждены Военным Управлением Альянса для организации судебного процесса выявленных преступлений, которые были совершены против цивилизации в течение этой войны. Представители освобождённых стран Европы должны быть включены в такие комиссии как можно скорее. Эти преступления должны включать преступления, попадающие под перечисленные далее разделы, а также иные преступления, которые эти военные комиссии потребуют назначить.
b. Любое лицо, которое подозревается в совершении (путём издания приказов или иным образом) или соучастии в преступлении, повлёкшим смерть любого человека в перечисленных далее случаях, должны быть арестованы и осуждены незамедлительно военными комиссиями, если до начала судебного разбирательства ни один из членов Организации Объединённых Наций не заявил, что это лицо помещено под его(члена ООН) арест для суда по подобным обвинениям за действия, совершенные на его(члена ООН) территории:
i. смерть наступила в результате действий, нарушающих правила ведения войн; ii. Жертва была убита в качестве заложника в отместку за действия других лиц; iii. Жертва приняла смерть, по причине её национальности, расы, цвета кожи, вероисповедания или политических убеждений. c. Любое лицо, признанное виновным военной комиссией за преступления, указанные в пункте ( , должно быть приговорено к смерти, если военная комиссия в исключительных случаях не установит наличие смягчающих вину обстоятельств. В этом случае может быть применено другое наказание, в том числе депортация в исправительную колонию за пределами Германии. После осуждения приговор должен быть приведён в исполнение немедленно.
B. Задержание выявленных групп. Все члены перечисленных ниже групп должны быть задержаны до установления степени вины каждого: a. S.S. b. Гестапо. c. Все высшие должностные лица полиции, SA и иных органов безопасности. d. Все высшие чиновники Правительства и Нацистской Партии. e. Все ведущие общественные деятели, тесно ассоциируемые с Нацизмом.
C. Регистрация мужчин Будет разработана соответствующая программа для перерегистрации в кратчайшие сроки всех мужчин в возрасте от 14 лет и старше. Регистрация должна быть в форме и в порядке, предписанном армейскими властями, и должны выявлять среди прочего, является ли регистрируемое лицо членом Нацистской Партии или связанных с ней организаций: гестапо, SS, SA, или KraftKorps.
D. Трудовые батальоны. Отдельно от вопроса установленной вины за особые преступления, простое членство в СС, Гестапо и аналогичных группах будет основанием для включения в состав принудительного трудового батальона для службы за пределами Германии в восстановительных работах.
Е. Роспуск Нацистских Организаций. Нацистская партия и все связанные с ней организации (такие как "Трудовой Фронт"(LaborFront), "Гитлеровская молодёжь"(HitlerYouth), "Сила-через-Радость" (Strength-through-Joy) и другие) должны быть распущены, их имущество и записи конфискованы. Должны быть приняты все возможные усилия для предотвращения любых попыток восстановить их в подпольной или в замаскированной форме.
F. Запрет на пользование определёнными привилегиями. Все члены перечисленных ниже групп должны быть освобождены от государственных должностей, лишены гражданских прав и права занимать какие-либо государственные должности, заниматься журналистикой, преподаванием и юридическими профессиями, а также любой возможностью управления в банковской сфере, производстве или торговле: 1. Нацистская Партия. 2. Сочувствующие Нацистам, кто своими словами, делами или материально поддерживал или содействовал Нацистской программе. 3. Юнкеры (аристократия). 4. Военно-Морские офицеры.
G. имущество Юнкеров. Все поместья Юнкеров должны быть разделены и распределены между крестьянами, а система первородства и наследования земли должны быть отменены.
H. Запрет на эмиграцию. 1. Декларация должна запретить любому лицу, проживающему в Германии покидать или пытаться покинуть Германию, кроме как с разрешения Военного Управления Альянса. 2. Нарушение этой Декларации является преступлением и должно разбираться военными комиссиями Военного Управления Альянса и сурово наказываться, включая смерть. 3. Армейскими органами должны быть предприняты все возможные меры с целью предотвращения любым таким лицам уезжать (без разрешения).
По материалам СМИ
Ещё по теме: Мужайтесь, немцы
Лех Валенса мечтает о решительных шагах в направлении объединённой Европы. В интервью ZEIT ONLINE бывший президент Польши говорит: «Время национальных государств прошло».
ZEIT ONLINE: Господин Валенса, насколько плохи дела у Европы? Сможет ли она преодолеть кризис?
Лех Валенса: Кризис наблюдается лишь до тех пор, пока в Европе нет упорядоченных структур и программ. Мы мыслим категориями структур, которые хороши были для конца 20 века, и используем для поиска решений подходы того же времени. Эти подходы были выработаны национальными государствами для применения внутри своих границ. Но мы не должны больше ограничиваться государством, мы должны мыслить глобально, категориями Европы без границ. По большинству вопросов нет больше только Германии или только Польши. Есть только Европа!
ZEIT ONLINE: Как Вы оцениваете немецкую политику по отношению к ЕС? Способствует ли она новым структурам?
Лех Валенса: Я действительно желаю немцам много мужества. Так сложилось, что Германия является самой большой страной с самым большим потенциалом в Европе. Немцы также склонны идти в направлении объединённой Европы. А значит, они должны иметь бо́льшее влияние на развитие и планирование в Европе. Но не стоит забывать, что много власти – много ответственности!
ZEIT ONLINE: Как Вы представляете Европу будущего?
Лех Валенса: Честно говоря, я жду, что находчивая молодежь Европы посмотрит и спросит себя: Какие страны имеют какие сильные стороны и какие склонности? В близком будущем, например, Украина станет частью Европы. Господь подарил Украине такую хорошую землю, что она может накормить всю Европу. Мы должны будем сказать Украине, что она может производить все злаки для Европы, но взамен – никакого производства машин. Машины можно производить в Польше. Молодое поколение должно начать процесс и изменить структуру Европы. Иначе кризис будет продолжаться, и будут забастовки. Если мы будет продолжать использовать старую рыночную модель и старые идеи, Европа так и останется в кризисе. Это очень сложная задача, и многие говорят, что её решить невозможно. Но мне говорили о невозможности задачи, когда я боролся против коммунизма. Я доказал, что это возможно.
ZEIT ONLINE: Это звучит как призыв к более серьёзному планированию. Вы хотите, чтобы в Европе было плановое хозяйство?
Лех Валенса: Я не захожу так далеко. Но у одной страны плохая почва, а у другой – хорошая. У одних много озёр, у других – гор, и это нельзя изменить. Но мы можем помочь «обделённым», чтобы они тоже могли хорошо жить. Это не просто планирование, это понятно, никого не надо принуждать, надо убедить, что не имеет смысла конкурировать во всех сферах. Да, нам необходимо умелое планирование. Например, каждый может всю Европу объездить. Почему? Потому что везде такие же автомобили и схожие правила движения. Также надо сделать и в других направлениях политики: налоги, социальные пособия, экономическая область и так далее. Это вызов для объединённой Европы.
ZEIT ONLINE: У Вас есть какие-нибудь осуществимые предложения?
Лех Валенса: Многие говорят, что положение не улучшится, пока у власти находятся всё те же политики. Моё поколение обременено старым мышлением: войны, национальные государства, конкуренция. И это препятствие для дальнейшего европейского развития, под которым подразумевается новая Европа. Но я надеюсь на молодое поколение. Они должны это сделать.
ZEIT ONLINE: Какие сегодняшние европейские политики являются примером для Вас?
Лех Валенса: Например, нынешний Папа римский является моральным образцом. Я предложил ему почётное польское гражданство. Нам нужны такие же политики, которые думают по-европейски, а не категориями государств. Нужно вырастить новых политиков. Из прошлого мы принесли много недоверия, никто не доверяет друг другу. Мы посылаем чиновников в ЕС, чтобы они следили друг за другом. И такой вид демократии будет существовать ещё довольно долго. Но нам нужна культура доверия. Переход из одного периода в другой связан с высокими затратами, выражаясь современным языком.
ZEIT ONLINE: Видите ли Вы благоприятный путь для Европы?
Лех Валенса: Мы уже много сделали, Европа на пути объединения. Если представить, что я своему отцу, которого больше нет в живых, сказал бы: можешь ли ты представить, что в Европе больше нет границ? Можешь ли ты представить, что на границе между Польшей и Германией не стоят солдаты? Я бы не смог дальше продолжать, потому что у моего отца случился бы инфаркт! А значит, мы уже многого достигли в Европе.
Примечание:
Лех Валенса родился в 1943 году. Будучи безработным электриком, в 1980 году он стал руководителем легендарного движения «Солидарность», которое, в конечном счёте, способствовало падению коммунизма в Восточной Европе. В 1983 году Валенса был награждён Нобелевской премией мира. Благодаря его заслугам в движении «Солидарность» польское население выбрало его президентом на первых свободных выборах в 1990 году. Во время своего пятилетнего президентства и после него Валенса утратил симпатии населения в свой стране. В 2012 году вышла книга его жены Дануты, которая не скупится на критику его персоны.
В то время как в Польше время президентства Валенсы рассматривается критически, за границей он – популярный оратор, получивший бесконечное количество похвал, и, в конце концов, в Берлине Валенса был награждён премией Goldenen Henne.В последние годы Валенса привлекает к себе внимание, прежде всего, своими нетрадиционными взглядами на будущее Европы и мира. Он постоянно подчёркивает роль информационных технологий в сосуществовании людей. Валенса, которому 68 лет, с недавнего времени всюду появляется с планшетным компьютером, которым он делает фотографии, а потом выставляет их в своём фотоблоге.
Оригинал статьи
Источник: Полюс Мира.
Рейтинг публикации:
|