Россия в Закавказье: путь инвестиций
АЛЕКСЕЙ БАЛИЕВ
Абхазия с Южной Осетией становятся не только главными деловыми партнёрами России в Закавказье, но и проводниками внешнеэкономической активности нашей страны в Черноморском регионе.
|
В Сухум ходят электрички из Адлера. Фото ИТАР-ТАСС.
|
Такие оценки прозвучали на состоявшихся в Москве переговорах Владимира Путина с президентом Абхазии Александром Анквабом.
«Комплексный план содействия социально-экономическому развитию Абхазии на 2010–2012 годы реализован, – напомнил российский президент. – Сейчас идёт работа над подготовкой совместной инвестиционной программы на период до 2015 года включительно».
Как отмечалось на переговорах, товарооборот между нашими странами постоянно растёт, в 2012-м он достиг 292,2 миллиона долларов. Российский бизнес расширяет своё присутствие в Абхазии – ныне там работают более 50 совместных предприятий. Всё активнее развиваются межрегиональные связи. Соглашения о сотрудничестве с Абхазией подписаны более чем 30 субъектами Российской Федерации.
К переговорам стали известны расчёты экономических ведомств Сухума и Цхинвала по внешнеторговым связям. Товарооборот с РФ в 2013–2015 годах увеличится минимум вдвое по сравнению с прошедшим трёхлетием. Это – без учёта отдачи от начинаемых и планируемых совместных проектов. Экономическое взаимодействие стимулируется расширением зоны свободной торговли. По взаимной договорённости отменяются таможенные пошлины на всё больший ассортимент товаров. Окончательно этот торговый режим вступит в действие с 2014–2015 годов.
Доля России в стоимости экспорта Абхазии и Южной Осетии превышает 55%. Его основа (свыше 80%) – конечно же, сельхозпродукция, вино, минеральные воды. Но в последнее время растут поставки стройматериалов для Сочинской Олимпиады, а также древесины, изделий лесной промышленности. Встречные товаропотоки включают разнообразное оборудование, нефтепродукты, предметы массового спроса.
Это взаимовыгодный обмен. Россия, закупая в Абхазии и Южной Осетии цитрусовые, овощи и фрукты, экономит, как минимум, 50 процентов по сравнению с ценами других поставщиков. В свою очередь, ввоз оборудования и нефтехимии не из России, а из других стран обходился бы Сухуму и Цхинвалу втрое дороже.
У российского бизнеса есть интерес к доразведке запасов нефти на прилегающем к Абхазии шельфе, к месторождениям руд цветных металлов в Южной Осетии. Совместные проекты в этих отраслях дорабатываются, реализация начнётся в 2014–2017 годах.
Взаимовыгодность наших связей обусловлена и географическим положением Абхазии и Южной Осетии. Оно обеспечивает России новый «коридор» для торговли с Закавказьем и странами Среднего Востока.
Преимущество Абхазии – это прежде всего морские порты. Вскоре здесь будут созданы терминалы для перевалки зерна и нефти из России. В ближайшие годы намечено завершить реконструкцию Военно-Сухумской дороги. Эта магистраль – кратчайший путь с Юга России и Нижней Волги в черноморские порты Абхазии.
Дело в том, что Новороссийск и Туапсе, экспортные «ворота» России в регионе, перегружены, а транзит через другие страны Закавказья или Украину чреват крупными расходами. Для продвижения в Закавказье важны и транспортные возможности Южной Осетии – не только её автомагистрали, но и проектируемая железная дорога Цхинвал-Алагир протяжённостью около 200 километров. Источник: Файл-РФ.
Рейтинг публикации:
|