За последние полгода в Грузии в противостоянии между оппонентами - президентом и премьер-министром - впервые было достигнуто согласие по одному вопросу.
Парламент Грузии, единогласно приняв решение "Об основных направлениях внешней политики", заявил о продолжении курса на вступление в НАТО и ЕС. Кроме того, в этот документ включен пункт о невозможности восстановления дипломатических отношений между Грузией и Россией.
Включение этого пункта в документ положило конец налаживанию позитивных отношений между Москвой и Тбилиси.
Документ был единогласно принят коалицией премьер-министра "Грузинская мечта", представленной в парламенте, и 96 депутатами от партии президента "Единое национальное движение".
Итак, объявлены основные направления внешней политики Грузии, и приоритетными задачами были названы обеспечение безопасности и независимости государства, сохранение независимости, восстановление территориальной целостности в рамках границ, признанных на международном уровне, освобождение территорий от оккупации, активизация усилий для вступления в НАТО и ЕС, продолжение участия в международных миротворческих, гражданских и полицейских операциях, а также участие и после 2014 года в операциях НАТО в Афганистане.
В документе США названы "стратегическим союзником", и Грузия, согласно условиям Хартии о стратегическом партнерстве, подписанной в 2008 году, будет развивать связи между двумя государствами.
В документе, состоящем из 19 пунктов, непосредственно или косвенно Россия упоминается трижды.
Так, Грузия в соответствии с государственными интересами и международными механизмами проведет в Женеве с Москвой диалог в двустороннем формате по урегулированию конфликтов, установлению хороших добрососедских отношений и развитию этих отношений.
Но, согласно документу, самое главное - невозможно восстановить дипломатические отношения с Россией.
В документе указано, что "Грузия не может иметь дипломатические отношения со странами, признающими независимость Абхазского и Цхинвальского регионов (Южной Осетии)".
Согласно этому пункту, Грузия не может быть представлена совместно с этими государствами и в военно-политических и таможенных союзах. Известно, что речь идет об СНГ, ОДКБ, Евразийском и Таможенном союзах.
Документ может быть воспринят на политической сцене Грузии как результат взаимного компромисса и уступок, поскольку оппозиция и власть продемонстрировали солидарность в принятии такого документа. Несмотря на то, что сторонники премьер-министра заявляют о том, что документ не будет препятствовать развитию культурных и экономических связей между двумя странами, тем не менее принятие такого документа в нынешних политических и военных условиях ставит точку в дальнейшем развитии российско-грузинских отношений.
В то же время оппозиция не намерена приостанавливать процесс. Наоборот, она старается добиться того, чтобы этот документ получил силу закона на конституционном уровне.
Сторонники президента, еще раз отразив в основном законе государства курс на евроинтеграцию Грузии, указывают на то, что продолжат свою политическую борьбу в этом направлении. Источник: trend.az.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 1742
Рейтинг поста:
Нормальный ход. Где-то подмазали, кого-то поманили "морковкой", кого-то где-то припугнули - и опять продолжение курса на вступление в
говноНАТО и ЕС. Ни в НАТО ни в ЕС их не примут - ясно как день. Главное не дать России наладить отношения с Грузией. Премьер человек далеко не бедный, но как личность известная - тщеславен. Вообще, таких товарищей, думается, легко сажать на крючок послушания - показал фокус-покус, пообещал место в пантеоне и он твой. Самый тяжкий грех, тщеславие.В первую очередь - экономическое. Мы можем грызться, в чем-то не соглашаться, но транспортный канал должен быть рабочим - чтобы приватизация шла легче)
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Грузия Б. Иванишвили – по пути Армении?
Инга Поповайте
В октябре прошлого года на парламентских выборах в Грузии победу одержала оппозиционная коалиция «Грузинская мечта» во главе с миллиардером Б. Иванишвили, опередившая Единое национальное движение (ЕНД) M. Саакашвили. После этого зарубежные СМИ утверждали, что в Грузии произошла демократическая передача власти из рук в руки, а ставший премьером страны Б. Иванишвили повторял, что останется верным прозападному курсу евроатлантической интеграции.
Однако политика его правительства заметно отличается от той, которую проводил М. Саакашвили. Острая критика в адрес «диктатора» президента, сомнительный закон об амнистии (после его принятия на свободу вышло не только около 200 политзаключённых, но и более 1000 других осуждённых, среди которых – уголовные авторитеты) и политическая зачистка могут помешать Грузии на её пути сближения с Западом.
Своей кульминации противостояние Б. Иванишвили с оппозицией достигло в начале февраля этого года, когда М. Саакашвили не смог прочитать в парламенте свой ежегодный доклад. Тогда он решил обратиться к нации с балкона Национальной библиотеки, но собравшаяся у здания библиотеки толпа не позволила ему и этого сделать. Тем не менее, в середине февраля представители двух объединений сели за стол переговоров. Пока им удалось договориться лишь о том, что прозападная политика Грузии должна быть закреплена в Конституции страны путём внесения в неё соответствующих поправок. В то же время, заработавший свой капитал в России Б. Иванишвили открыто придерживается прагматичного подхода в отношениях с большим соседом.
Хотя улучшить их пытался и M.Саакашвили (например, в 2012 г. Грузия ввела безвизовый режим для граждан России), первая (пока неофициальная) результативная встреча представителей правительств двух стран состоялась в декабре прошлого года в Женеве. В ходе неё стороны наметили пути развития торговых, транспортных и культурных отношений, а также договорились продолжить переговоры в начале марта 2013 г. Кроме того, в январе Москву посетил глава Грузинской Православной Церкви Патриарх Илия II, который встретился с В. Путиным, а на Давосском форуме состоялся короткий разговор Б. Иванишвили с Д. Медведевым.
Первых результатов «перезагрузки» можно ожидать уже этой весной – Россия в частности пообещала отменить запрет на импорт грузинского вина и минеральной воды, а Б. Иванишвили заявил, что Грузия примет участие в Олимпиаде 2014 г. в Сочи. При этом вопрос о статусе Абхазии и Южной Осетии остаётся открытым.
В данном контексте примечателен тот факт, что правительство Грузии внесло в парламент поправки к закону «Об оккупированных территориях», который был принят вскоре после войны 2008 г. Согласно новым правилам, каждого иностранца, въехавшего в Грузию через абхазскую или югоосетинскую территорию, будут лишь штрафовать на крупную сумму, а уголовное наказание ждет только при повторении подобного нарушения. Также рассматривается возможность признания на грузинской территории абхазских и южноосетинских паспортов (правда окончательное решение на этот счёт ещё не принято из-за опасений в связи с вероятными обвинениями в пособничестве сепаратистам). Именно поэтому ЕНД предложило прописать в Конституции страны прозападную ориентацию Грузии, с чем представители «Грузинской мечты» были вынуждены согласиться.
Тем не менее, отношения Тбилиси с Россией и странами СНГ продолжают меняться в сторону улучшения. Например, существует план восстановления железнодорожной линии, соединяющей столицу Грузии с Москвой через Абхазию, включая Армению (прекратила свою работу в 1992 г. после начала грузино-абхазского конфликта). Правительство Б. Иванишвили уверено, что это поможет усилить влияние Грузии в Абхазии – если не политическое, то по крайней мере экономическое.
Обобщая, следует отметить, что первые месяцы нахождения у власти новой политической силы не дали чёткого ответа на вопрос о будущей грузинской внешней политике. С одной стороны, Б. Иванишвили говорит о верности курсу вступления Грузии в ЕС и НАТО, а также о восстановлении территориальной целостности страны. С другой – отношения с Россией заметно «потеплели». Интересно, что во время своего визита в Ереван грузинский премьер даже отметил, что внешняя политика Армении, позволяющая ей сохранять хорошие отношения и с НАТО, и с Россией, должна стать примером для Грузии. М. Саакашвили со своей стороны раскритиковал такой подход, заявив, что одинаково хорошие отношения с Москвой и с Альянсом невозможны.
Но даже если бы это было в принципе возможно, следует понимать, что интересы Армении и Грузии различны. Ереван и Москву дружба связывает уже давно, а в США проживает многочисленная армянская диаспора. Между тем, российско-грузинские связи только начинают налаживаться после войны 2008 г., а Америка для Грузии важнейший союзник. Таким образом, отношения Тбилиси и Еревана с Москвой и Вашингтоном (НАТО) следует рассматривать с разных углов. Поэтому «армянская модель» Грузии не подходит (уже не говоря о её легитимности).
Короче говоря, пока нельзя сказать, что Б. Иванишвили после прихода к власти стал проводить откровенно пророссийскую внешнюю политику, но то, что она скорректировалась, очевидно. Иными словами, новое руководство Грузии пытается лавировать между Востоком и Западом, и успешность данного курса будет зависеть не только от осторожности в выражениях, но и от способности решить внутренние проблемы страны.
http://inoforum.ru/inostrannaya_pressa/gruziya_b_ivanishvili_po_puti_armenii/
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 41
Рейтинг поста: