Папа Римский в роли дипломата: О том, как Ватикан участвует во внешней политике ("Foreign Affairs", США)
Отрекшись от престола, Папа Римский Бенедикт XVI удалился на пенсию, чтобы вести смиренную жизнь в молитвах и учениях. Однако он сумел оставить после себя выдающуюся, хотя и отчасти разрозненную, историю международных отношений.
Вклад Бенедикта XVI во внешнюю политику Ватикана весьма значителен, как и вклад его предшественников. Сегодня Римско-католическая церковь представляет собой действительную международную организацию с более чем миллиардом верующих, старейшей в мире дипломатической службой и обширной сетью центров гуманитарной помощи: можно утверждать, что католическая церковь, как ни один другой институт, может участвовать в формировании внешней политики страны.
Наиболее ярко это продемонстрировал блаженный Иоанн Павел II во время своего правления: тогда Ватикан примкнул к Западу в попытке свергнуть советский коммунизм. Однако ни сам Папа Римский, ни Ватикан не являются напрямую теми, кто определяет тенденции во внешней политике – они лишь могут подтолкнуть сильных мира сего к определенному видению ситуации в контексте сохранения справедливости и мира.
Чтобы понять стратегию Бенедикта XVI в отношении внешней политики, необходимо вспомнить о нем как о профессоре. Уделяя книгам гораздо больше времени, нежели встречам с дипломатическим корпусом (в отличие от предшественников, многие из которых были опытными политиками), своей главной миссией он считал утверждение доктрин католической церкви на мировой арене и не углублялся в практические аспекты папства. С подобным подходом он многое выиграл: так, не связанный дипломатическими соглашениеями, он мог беспрепятственно пропагандировать идеи христианства миру. Его усилия принесли свои плоды, однако за это пришлось заплатить определенную цену.
Публичные заявления Папы Римского, в которых он зачастую касался первопричин острых проблем, обычно оценивались как дипломатические промахи. Самым известным из них стала лекция о роли разума в христианстве и исламе (lectio magistralis), которую Бенедикт XVI прочитал в университете Регенсбурга (the University of Regensburg) в 2006 году. Известно, что в своей речи он процитировал учение средневекового императора, в котором был тезис о том, что пророк Мухаммед «распространял Ислам мечом», то есть насильственно.
Несмотря на то, что лекция была призвана продемострировать одинаково ложное понимание правды в современном воинствующем западном либерализме и современном воинствующем исламе, приведенная цитата вызавала вспышку гнева среди верующих мусульман. Конфликт проверил на прочность взаимоотношения Ватикана с исламскими государствами и вынудил Папу Римского принести публичные извинения за высказывание, вызвавшее столь негативную реакцию.
Но, вмеcте с тем, его суждения отозвались в умах многих, заставив людей задуматься о проблеме насилия, которая, несмотря на нежелание представителей многих исламских сообществ признать это публично, существует в мире мусульман и широко распространена. Комментарий Бенедикта XVI положил начало дискуссии о том, что подразумевает под собой любовь к Господу и ближнему своему. Это также выявило настоятельную необходимость начать давно назревший диалог между католиками и мусульманами: на этот раз, привычный обмен любезностями наконец уступил место открытой дискуссии. В этой связи, в 2007 году король Саудовской Аравии Абдалла бин Абдель Азиз (King Abdullah) прибыл с историческим визитом в Ватикан, а в 2012-м основал вблизи папского престола фонд содействия развитию межконфессиональных отношений.
В это же время Бенедикт XVI активно содействовал восстановлению мира между Израилем и Палестиной. Несмотря на то, что он поддержал решение Генеральной Ассамблеи ООН признать Палестину автономией, благодаря личному визиту на Святую землю в 2009 году и посредством упорных двусторонних переговоров о подписании Фундаментального Соглашения (частичный договор от 1993 года, который стал основой дипломатических отношений между Ватиканом и Израилем), он смог нормализовать отношения между Римско-католической церковью и Иерусалимом. Не так давно президент Израиля Шимон Перес (Shimon Peres) высказал мнение о том, что между Ватиканом и Израилем установились «лучшие отношения за всю историю сотрудничества стран». Как израильские, так и иудейские лидеры часто отмечали, что Бенедикт XVI «всегда придерживается четкой позиции», поэтому работать с ним достаточно легко.
При понтифике Ватикану также удалось выстроить полноценные дипломатические связи с Россией, Ботсваной, Объединенными Арабскими Эмиратами, Малайзией, Черногорией и, совсем недавно, с Южным Суданом – увеличив общее количество официальных дипломатических партнеров Ватикана до 180 стран.
Однако нельзя сказать, что Папе Римскому удалось выполнить все стоявшие перед ним первоочередные задачи – а именно, установить дипломатические отношения с Саудовской Арабией, Китаем и Вьетнамом.
К сожалению, после громкого визита Абдаллы ибн Абдель Азиза (King Abdullah) ситуация с религиозной свободой в Саудовской Аравии изменилась мало. Постройка христианских церквей на территории страны до сих пор запрещена, акты богослужения по закону священники должны исполнять в тайне. С другой стророны, даже эти продиктованные королем условия могут считаться смягчением религиозной политики в нетерпимой к «неверным» Саудовской Аравии.
В Китае Папа Римский стремился значительно улучшить положение католиков. (Китайские католики, преданные римской церкви, вынуждены проводить богослужения в буквальном смысле в подполье, поскольку официально страна признает лишь государственную церковь – так называемую Ассоциацию китайской патриотической католической церкви). Бенедикт XVI выразил желание лично посетить коммунистический Китай и предпринял необычный шаг, написав в 2007 году открытое письмо китайским католикам: в нем он призвал церковь к единству и предлагал пути воссоединения. Несмотря на то, что верующие восприняли послание понтифика с энтузиазмом, оно вызвало замешательство у властей Китая. Спустя шесть лет страны мало продвинулись навстречу дипломатическим отношениям. Верноподданные Риму китайские католики по-прежнему подвергаются гонениям и попадают в заключение, а Ассоциация китайской патриотической католической церкви дарует сан «священнослужителя» без согласия святейшего престола.
В коммунистическом Вьетнаме, где притеснения католиков также практиковались долгое время, Папе Римскому удалось больше. Ватикан признал, что режим следовало реформировать: благодаря всесторонним дипломатическим усилиям со стороны Его Святейшества и организации в 2007 году совместной с властями Вьетнама рабочей группы, страна стала теснее сотрудничать с Римской католической церковью. В результате Ватикан получил возможность назначать священников и утвердил своего первого дипломатического представителя во Вьетнаме в 2011 году. Этот шаг положил начало полноценным дипотношениям между странами.
Успехи, однако, не остановили поток критики в адрес общей дипломатической стратегии Ватикана, которая, по мнению некоторых, была в последнее время неэффективна. Часть римского дипкорпуса уверена, что в Ватикане, по сравнению с прошлой декадой, «не видят конечной цели». Дипломаты жалуются и на слабые коммуникации со священным престолом внутри страны. Отсутствие надлежащего управления в Ватикане, по их мнению, не позволяет в полной мере транслировать общую международную повестку дня - поэтому влияние католической церкви многим видится ослабленным.
«Папа Римский либо не знает об проблемах и поэтому не может ничего предпринять, либо наоборот прекрасно осведомлен и не намерен их решать. Оба варианта для церкви неприемлемы», - заявил в интервью ответственный дипломатический сотрудник в Риме пару лет назад.
В то же время Бенедикт XVI как священнослужитель последовательно изыскивал возможность выразить свою озабоченность происходящим на международной арене. В своих обращениях к народу он постоянно акцентировал внимание паствы на необходимости «пространства Господня» в стране и о важности борьбы с нарастающей волной антиклерикализма. Его Святейшество вызывал удивление многих и большим количеством разъездов – в общей сложности, Папа Римский совершил 24 визита за пределы Италии: в том числе, в Камерун, Палестину, Ливию, Турцию, США и Великобританию. Бенедикт XVI рассматривал каждый папский визит как паломничество, возможность публично воздать хвалу католической вере и Господу, а также шанс оказать поддержку местным церквям. Таким образом Его Святейшество укреплял связи между принимающими странами и Ватиканом.
И это только один из подходов к ведению внешней политики, который идентичен у двух последних глав Римско-католической церкви – Иоанна Павла II и Бенедикта XVI. «Два понтифика служат примером поразительной преемственности идей», - отмечает Джордж Уэйгел (George Weigel), биограф Папы Римского и автор книги «Евангелистический католицизм». «Оба Папы Римских обладали точным пониманием причин недовольства демократией 21 века и прилагали максимум усилий к тому, чтобы упрочить ее подгнившие моральные и культурные устои», - считает он.
По мнению Уэйгела (George Weigel), четыре послания, которые Бенедикт XVI обнародовал в этом сентябре, то есть речи, которые он произнес в Регенсбурге (Германия), Париже и Берлине, стоят в одном ряду с двумя посланиями Иоанна Павла II Организации Объединенных Наций и входят в число наиважнейших комментариев святого престола о современной ситуации в мире.
В свете добровольного отказа Бенедикта XVI от папства можно говорить о том, что понтифик очевидно знал о восприятии церкви как шаткого института, а потому поспешил отказаться от престола и передать бразды правления более молодому руководителю. Но действительное наследие Бенедикта XVI, помимо набора дипломатических триумфов, в гораздо большей степени заключено в том, что он никогда не упускал возможности научить мир жить в мире: и это ему удавалось делать с потрясающей простотой и точностью.
«Сохранение мира, - отметил понтифик в речи перед дипломатами в начале 2013 года, - это не только плод человеческого усилия, но и сам акт любви к Богу. Виной многому определенно является человеческое пренебрежение к Господу и отказ воспеть его величие, что неизбежно открывает пути насилию».
Только слова, подобные этим, могут существенно изменить мир международной дипломатической практики.
Эдвард Пентин – римский корресподент журнала The National Catholic Register
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+