Политолог Владимир Жарихин: «На двух стульях не усидишь»
Встреча президентов России и Украины показала, что Киев не готов к вступлению в Таможенный союз. Внешнеэкономический курс Украины комментирует заместитель директора Института стран СНГ Владимир ЖАРИХИН.
|
|
– Что можно сказать о встрече в Завидово Владимира Путина с Виктором Януковичем? Откровенно говоря, Виктору Фёдоровичу можно посочувствовать. Становится очевидным, что он взял на себя те невыполнимые обязательства, которые навязали ему украинские олигархи.
Обязательства эти следующие. Во-первых, договориться с Евросоюзом, но при этом ни в коем случае не выпускать Тимошенко из заключения. Во-вторых, договориться с Россией о снижении цены на газ, но ни в коем случае не вступать в Таможенный союз. И то, и другое – совершенно несбыточная мечта. Как в отношении Евросоюза, так и России.
Конечно, во властных структурах Евросоюза есть прагматики, которым всё равно, сидит Юлия Тимошенко в тюрьме или нет, главное – чтобы Украина находилась на определённой дистанции от России. Чем дальше, тем лучше. Но что это меняет? Во-первых, для подписания соглашения об ассоциации Украины с Евросоюзом необходимо выполнить 19 «индикаторов» – требований, которые неофициально поставил ЕС перед этой страной (требования эти опубликованы в СМИ).
Представим маловероятное: все они будут выполнены и соглашение стороны подпишут в ноябре этого года, как и намечалось. Но оно окажется пустой бумажкой, если какой-то из 27 парламентов европейских стран его не ратифицирует. А уж в Восточной Европе – я в этом точно уверен – найдётся такой парламент, который под предлогом «борьбы за права человека» постарается не допустить конкурента на рынке дешёвой рабочей силы, каким является Украина.
Теперь что касается отношений с Россией. Наша страна готова была снизить цену на газ при условии вступления Украины в Таможенный союз. Но та фактически отказалась вступать в ТС. Тогда Россия предложила такой вариант, как совместное использование газотранспортной системы (её совместное владение и эксплуатация). Украину устроила только аренда ГТС. Когда же Россия предложила обсудить условия аренды управляемой двумя нашими государствами газотранспортной системы, позиция Украины опять «эволюционировала». После поездки Януковича в Брюссель, оказалось, что теперь она видит третьим участником аренды Евросоюз. Российскую сторону совершенно не удовлетворяет такой поход, учитывая, что мы уже построили «Северный поток» и начинаем строить «Южный поток».
Если у кого хватило терпения дочитать рассуждения Януковича на встрече в Завидово, тот, вероятно, понял, что президент Украины не имел полномочий даже на то, чтобы во время переговоров обсуждать саму возможность вступления в ТС. Разговоры о том, что надо привлечь к обсуждению также Казахстан и Белоруссию, что идёт процесс «больше пока политический, чем экономический» – это откровенная и явная затяжка времени.
Ну что ж, Владимир Янукович выбрал свой путь, предприняв попытку удержать расползающиеся два стула, на которых Украина пыталась усидеть эти десятилетия. И в итоге – провал как на российском, так и на европейском направлениях. Я не знаю, как дальше украинские руководители будут объяснять населению свою политику.
Владимир Путин констатировал на встрече сокращение товарооборота между Россией и Украиной на 5 миллиардов долларов. Виктор Янукович тоже, говоря о проблематике «сотрудничества Украины с Таможенным союзом», в качестве «негативных процессов» говорил о «потерях товарооборота». Как заявил президент России, «чем мы плотнее работаем с Казахстаном и Белоруссией, тем сложнее Украине выходить на наши рынки со своими традиционными товарами. Это президента Украины, конечно, беспокоит, и это понятно. С 2015 года у нас движение рабочей силы будет ограничено из других стран, кроме Таможенного союза. Мы уже об этом публично объявили».
Да, всё это – результат того, что заработал Таможенный союз. Но на что надеялась Украина? Разве её не предупреждали, что начнутся сложности с Россией, станет уменьшаться товарооборот РФ со страной, которая не входит в этот союз? И дальше он будет сокращаться. А вы будете вести переговоры? Что ж, ведите. А цена на газ? Она останется той же.
Попробуйте объяснить украинскому народу, почему это происходит. А дальше будет ещё хуже. Товарооборот с Россией будет по-прежнему падать, а Евросоюз не станет работать с Украиной, пока не вступит в действие соглашение об ассоциации. Если его не подпишут в ноябре, «процесс» отложат до 2016 года. А если подпишут, – то придётся ждать (сколько лет?), пока его ратифицируют все страны ЕС.
Вот вам результаты политики руководства соседней страны. Довольно-таки плачевные. Из-за того, что политические решения принимались в ущерб экономическим. Источник: file-rf.
Рейтинг публикации:
|