Коичи Эндо
Прошло 2 месяца с момента прихода к власти нового правительства. Просмотрев шаги нового премьер-министра Японии Абэ во внешней политике, мне пришли на ум слова бывшего министра иностранных дел Японии Мамору Сигэмицу во времена восстановления суверенитета страны.
В качестве министра иностранных дел кабинета Хигасикуни, он подписал капитуляцию Японии во Второй мировой войне и был передан под трибунал Токийского суда. Во время заключения сан-францисского мирного договора он был под условным сроком, но не попал под чистку представителей высших эшелонов власти.
Визит премьер-министра в США
Однако его острый взгляд сосредоточился на международной ситуации того времени. Он сразу увидел подлинную суть договора: он отмечал, что это «объявление войны США Советскому союзу», «США уже на шаг опередили Советский Союз в столкновении сил», «США чрезвычайно упрочили свое положение в Восточной Азии после того, как сделали из Японии союзника», с другой стороны он писал и о том, что «Советский Союз провалил переговоры в Сан-Франциско». («Заметки Сигэмицу»)
Он рассматривал возвращение в мировое сообщество как оптимальный выбор для Японии того времени, став членом прозападной Либерально-демократической партии, и даже задолго до этого его острому взгляду удалось разглядеть, что и для США союз с Японией станет крайне выгодным.
Нынешний премьер-министр Абэ в своей недавней речи в Центре стратегических международных исследований в Вашингтоне подчеркнул: «Мы вернем сильную Японию. На благо всего мира мы стараемся вернуть достаточно сильную Японию». На переговорах глав государств с президентом США Обамой он тоже предвещал возрождение Японии, призывал к повторному подтверждению усиления союза между Японией и США. «Для США будет только выгодно объединиться с Японией, которая снова наберет силы», - именно такой посыл подразумевался в переговорах.
В последнее время Китай часто упоминает о том, что «Япония пытается оспорить послевоенный порядок». Однако именно США и Япония, объединившись, стали основой послевоенного мирового порядка, утвержденного Сан-францисским мирным договором, который положил начало эпохе противостояния в Холодной войне, Китай же не принимал в этом никакого участия. Сейчас они требуют вернуться к первоначальному послевоенному порядку, утвержденному Ялтинско-Потсдамской системой, стремятся направить США в это русло.
Вопрос в том, как сейчас, спустя четверть века после падения берлинской стены, США пытаются утвердить свое положение в Восточной Азии?
Когда Япония будет тащить США
Холодная война на первый взгляд закончилась, но при этом где-то еще продолжается. В Европе, возможно, действительно пришли к завершению противостояния, но в Азии - напротив: все только усложнилось. Кажется, что США не определили направленность своей политики в азиатском регионе, глядя на Китай, в поведении которого так и проскальзывает стремление к гегемонии в военном и экономическом плане под началом однопартийной диктатуры.
Видимо, сейчас у США нет ни желания, ни возможностей не то что объявлять Китаю войну, но даже начинать с ним борьбу за власть. На встрече лидеров США и Японии Обама не упоминал об островах Сэнкаку как о составляющей безопасности Японии и США. Китайские СМИ ухватились за это обстоятельство и передали, что «результатов нет», «США холодно встретили премьера Абэ».
Но ведь при этом госсекретарь США Керри, позиция которого рассматривается как прокитайская, был вынужден заявить: «Я подтверждаю, что позиция по вхождению островов Сэнкаку в предмет Договора безопасности между США и Китаем остается неизменной». На высказывание премьер-министра Абэ, что «доверие в союзе Японии и США упрочилось и окончательно восстановилось», президент Обама выразил свое согласие.
Другими словами, США оказались между Японией и Китаем, и каждая из стран теперь пытается перетянуть канат на свою сторону все с большей ожесточенностью. Важно то, что премьер Абэ выражает намерение бороться в этой дипломатической игре. Это подразумевает, что отношения между Японией и США, усложнившись, переходят на новый уровень, когда уже недостаточно существующего определения их как «зависимых» или «подчиненных».
Это не вопрос столкновения разгоревшихся страстей - поддерживать США или нет. Время, когда можно было надеяться на США и просто подчиняться им, прошло. В каком-то смысле теперь Японии приходится вести США за собой. Центральной задачей является решение вопросов, каким образом США участвуют в стабильности и процветании Японии и как убедить США в прямой выгоде поддержки Японии.
Бриллиантовые планы Японии, США, Австралии и Индии
Здесь премьер-министр Абэ в первую очередь разыгрывает карту под названием ценностной дипломатии. Ранее он выступил с идеей «бриллианта безопасности демократии в Азии», выдвинув «5 принципов дипломатических отношений с АСЕАН» во время посещения стран Юго-Восточной Азии. Последний визит в США тоже относится к этой стратегии. Абэ отметил, что сопротивление азиатских стран - со всем их разнообразием, свободой и демократией, основными правами человека, управлением на основе закона, а не силы, - Китаю, пытающемуся силой подавить их, не признавая их системы ценностей, естественно. Далее он спросил, будет ли выгодно США и странам Юго-Восточной Азии объединиться с Китаем, который не разделяет их систему ценностей.
Но можно с уверенностью сказать, что такая ценностная дипломатия не является самоцелью. Ее целью является вбивание клина между США и Китаем. Это один из инструментов создания порядка поддержания стабильности и процветания в Юго-Восточной Азии под началом США и Японии и ограничения роста Китая.
Наверное, сейчас важнее всего, как это и подчеркивает премьер-министр Абэ, вернуть самой Японии свои политические, экономические силы, восстановить безопасность и моральный дух. Вопросы базы Футэмма, коллективной самообороны, Транс-Тихоокеанского партнерства, а также Конституции нужно рассматривать в данном контексте.
Автор – критик, профессор аспирантуры Университета Такусёку.
Оригинал публикации: 評論家 拓殖大学大学院教授・遠藤浩一 「価値観外交」で米中の間に楔を Источник: inosmi.ru.
Рейтинг публикации:
|