В борьбе с кризисом и геополитическими оппонентами Европа и США пускают в ход главное экономическое оружие – свободную торговлю. ЕС расширяет свою сеть торговых соглашений, США создают Транстихоокеанское партнерство, кроме того, начинаются переговоры о зоне свободной торговли (ЗСТ) между ЕС и США. Такие мощные ЗСТ притягивают к себе многие страны, как магнит винтики или даже как пламя – мотыльков...
Взаимное открытие рынков всегда выгоднее более развитым партнерам. Они получают возможность беспрепятственно осваивать новые рынки, выдавливая оттуда местных производителей. Соответственно, менее развитые страны уже не могут защитить свои производства высокими импортными тарифами. Апологеты свободной торговли утверждают, что это к лучшему: чем предприятиям существовать в "тепличных условиях" за высокой тарифной стеной, лучше соревноваться на равных с зарубежными конкурентами. Но далеко не всегда это идет на пользу. Ведь развитые страны выигрывают в конкурентной борьбе не только за счет технологического превосходства: зачастую все дело заключается в том, что у них более высокий уровень субсидий, который позволяет снизить цену продукции (особенно это ощущается в сфере торговли сельскохозяйственными товарами). Менее богатые государства просто не могут позволить себе такие дотации, а многим это прямо запрещено обязательствами в рамках ВТО (например, России в сфере сельского хозяйства).
США и ЕС являются, безусловно, самыми развитыми игроками в мировой экономике. Почему они взялись распространять свободную торговлю именно сейчас? По разным причинам. Соединенные Штаты всерьез опасаются геополитического и экономического усиления Китая, поэтому стремятся сколотить у него под боком блок из лояльных держав, ориентированных на тесное взаимодействие с американской экономикой.
Сама идея Транстихоокеанского партнерства (ТТП) принадлежит не США. Это объединение создали еще в 2005 г. Новая Зеландия, Чили, Сингапур и Бруней. Однако на качественно новый уровень оно вышло в 2008 г., когда к переговорам подключились США, а вслед за ними – Австралия, Перу и Вьетнам, Малайзия, Канада и Мексика. В этом году участники планируют доработать и подписать всеобъемлющее и весьма продвинутое торговое соглашение.
Теперь основная цель Вашингтона – втянуть в ТТП одного из сильнейших игроков тихоокеанского региона, Японию. Здесь действует не только "антикитайский" интерес (Япония и сама всеми силами противостоит китайской экспансии) – США хотят обеспечить себе лучший доступ на японские рынки, которые по-прежнему находятся под хорошей защитой. В Стране восходящего солнца действуют, в частности, ограничения на ввоз автомобилей, мяса и других сельскохозяйственных товаров. Недавно Токио выразил готовность начать переговоры по свободной торговле с США, однако премьер Синдзо Абэ заявил, что не намерен приносить в жертву ТТП сельское хозяйство своей страны. Впрочем, Японии все-таки придется в чем-то уступить американскому напору.
Евросоюз же видит в развитии внешней торговли лучшее лекарство от кризиса и стагнации. В этом он ориентируется на Германию, которая показывает весьма неплохие экономические результаты именно благодаря экспорту. В последние годы ЕС значительно расширил свою "паучью сеть" свободной торговли: вступили в силу соответствующие соглашения с Колумбией, Перу и Южной Кореей, получили развитие ЗСТ с Мексикой и ЮАР, близки к завершению переговоры с Канадой, Индией и Сингапуром, подписаны соглашения об ассоциации с полудюжиной стран Латинской Америки. Итого в арсенале ЕС – почти 30 действующих соглашений о свободной торговле, еще восемь на подходе и по десяти ведутся переговоры. Еврокомиссия ожидает от новых ЗСТ больших дивидендов: по ее расчетам, ВВП ЕС должен увеличиться за счет них на €275 млрд, будут созданы 2,2 млн рабочих мест.
Сейчас на очереди – начало переговоров о ЗСТ с Японией и заключение "углубленного" соглашения об ассоциации с Украиной. Последнему придается особое значение – ввиду масштабов украинского рынка и интеграционных устремлений Киева. Во время недавнего саммита ЕС – Украина председатель Европейского совета Херман ван Ромпей заявил, что это будет "самое продвинутое соглашение со страной за пределами сообщества в истории нашего Союза". И это дало основание председателю Еврокомиссии Жозе Баррозу поставить Киев перед выбором: или ЕС, или Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана. По словам Баррозу, "ни одна страна не может входить в какой-то Таможенный союз и быть одновременно участником соглашения о глубокой ассоциации с Европейским союзом". Таким образом, Брюссель хочет накрепко привязать к своему рынку лакомый кусок постсоветского пространства, похоронив надежды на реинтеграцию двух самых близких народов этого пространства.
Тем временем США и ЕС решили объединить свои усилия по распространению в мире свободной торговли – создать ЗСТ между собой. Идея эта давно витала в воздухе, но ее конкретное воплощение наметилось после недавнего доклада Барака Обамы Конгрессу, когда он объявил о намерении начать переговоры с Брюсселем. Еврокомиссия тут же сигнализировала о готовности к этому процессу. Были приведены расчеты, согласно которым трансатлантическая ЗСТ обеспечит дополнительный рост экономик США и ЕС на 0,5%, создаст миллионы рабочих мест по обе стороны океана и заставит двух партнеров наконец-то гармонизировать свои технические стандарты. Учитывая, что США и ЕС вместе обеспечивают 47% валового продукта планеты и более половины глобальной торговли, их ЗСТ даст мощный импульс всей мировой экономике.
Есть и еще одна причина заняться совершенствованием двустороннего торгового режима: кризис Дохийского раунда ВТО. Раунд начался в 2001 г. и последние годы пребывает в полном тупике из-за нежелания развитых и развивающихся стран идти навстречу друг другу. Таким образом, система правил мировой торговли не развивается уже почти тридцать лет (с 1995 г., когда был завершен Уругвайский раунд), и крупнейшие игроки глобального рынка решили развивать ее на региональном уровне – с теми партнерами, кто готов принять их условия.
Правда, далеко не факт, что переговоры о свободной торговле между США и ЕС увенчаются успехом, а тем более – что они пройдут быстро, ведь обе стороны конкурируют друг с другом во многих сферах. США и ЕС уже вели подобные переговоры в конце XX в., но были вынуждены прекратить их из-за бескомпромиссной позиции ряда европейских стран. Например, Франция выступала категорически против разрешения импорта генетически модифицированных продовольственных товаров из США, а Италия настаивала на строгой географической привязке термина "пармезан". Сегодня эти требования остаются в силе, и к ним добавилось еще немало других.
Таким образом, не известно, смогут ли США и ЕС создать между собой зону свободной торговли. Но каждый из них, несомненно, добьется значительного усиления своей собственной зоны. По их пути идут и другие: региональные ЗСТ создаются повсюду – АСЕАН, МЕРКОСУР, наш Таможенный союз. Но "сила притяжения" у этих блоков, конечно, не та: ТС проигрывает Евросоюзу в "перетягивании" Украины, а АСЕАН может лишиться нескольких участников, которые намерены войти в ТТП.
а кто будет возмущаться - того "опустят" через суд ВТО. и на немалые деньги...
Американцы в документах Министерства торговли США «Вступление России в ВТО» прямо отмечают: «Россию можно будет заставить соблюдать обязательства в ВТО посредством Суда ВТО».
1. «Соглашение по техническим барьерам в торговле» ВТО.
Согласно данному соглашению, не имеет значения, как произведен продукт. Производственные процессы и методы не рассматриваются. В результате ГМО признаются эквивалентными обычной продукции. Из их «эквивалентности» следует, что нельзя «дискриминировать» компании-производители ГМО. Кроме этого, Соглашение определяет, что технические меры не должны «ограничивать торговлю больше, чем необходимо». Что означает «необходимо» — это будет определять Суд ВТО, действующий в интересах своих хозяев.
2. «Соглашение по санитарным и фитосанитарным мерам» ВТО.
Это основной инструмент, с помощью которого перед Судом ВТО можно заставить другие страны принять ГМО-продукцию. Оно предусматривает, что запрет на импорт должен быть научно обоснован, что разрешение на импорт должно выдаваться без ненужных задержек. Ограничение или отказ от импорта ГМО рассматривается как «несправедливая торговая практика», а маркировка — как дискриминация.
3. Принцип Прозрачности ВТО.
Очень любопытная вещица. Он означает, что страна-член ВТО должна информировать другие страны о законах, которые она собирается принять. Тут Генерал позволил себе улыбку. Интересная трактовка демократии, прямо как у нас. Иными словами, информация о новом законе может быть использована другими странами для того, чтобы подать на этот закон в Суд ВТО или же пригрозить судебным процессом ещё до того, как он будет принят. То есть все законы России перед принятием должны будут пройти процедуру «ознакомления и комментирования» в США.
4. Соглашение ВТО по Правам На Интеллектуальную Собственность.
Гвоздь программы. Дает право ГМ-корпорациям получать патенты на ГМ-семена. Далее действие разворачивается по стандартной схеме:
— Навязывание сельскому хозяйству и фермерству захватываемой страны соглашений на покупку своих семян и гербицидов к ним.
Приобретение патентов означает, что сельские хозяйства вынуждены в соответствии с соглашением постоянно покупать семена и лишаются права откладывать семена на следующий год. Кроме этого, они должны платить ГМО-компании «лицензионные отчисления» за «патентованные технологии». По подсчетам американского же «Центра науки и политики окружающей среды», ГМО-семена дороже обычных семян на 25–40 % в связи с платой за технологии. Из-за этого в мире периодически случаются некие казусы, вроде массовых самоубийств в Индии, произошедших когда-то там, в результате чего покончило с собой более ста тысяч человек
5. Непосредственно Суд ВТО.
Несомненно, самая красивая часть всей схемы. Работает эффективно, что ещё раз доказывает необходимость перенимать полезный опыт. Итак. Слушания в Суде ВТО закрытые, нейтральность судей гарантируется только на основании их собственных заявлений о нейтральности. В ВТО составляются списки потенциальных судей. В судебном процессе заседают от трех до пяти судей из данного списка, которые выбраны либо спорящими сторонами, либо главой ВТО. Сначала проходят консультации между спорящими сторонами, потом судебные слушания, на которые выносится доклад. Доклад передается непосредственно Суду ВТО, который принимает решения. Если страна не оспаривает решение Суда ВТО, то должна исполнить вынесенное решение, то есть осуществить изменение своего законодательства или выплатить компенсации. Если страна не выполняет решение ВТО, наступают санкции, причем в разных областях.
список судебных примеров. Тут было, на что посмотреть.
— 1996 год. Судебный спор перед Судом ВТО по поводу мяса с гормонами роста. Американские агрокорпорации используют гормоны роста для того, чтобы животные быстрее росли. В ЕС существовал мораторий на импорт такого мяса из соображений безопасности питания. США подали иск на ЕС и выиграли жалобу. США пригрозили санкциями в 117 миллионов долларов, и ЕС снял свой мораторий. А в 2002 году ЕС опубликовал результаты исследований, что употребление в пищу мяса с гормонами роста приводит к раку. Но это было уже потом.
— Январь 2001 года. Боливия ввела годичный запрет на пищевые и сельскохозяйственные продукты из ГМО. В августе 2001 Боливия объявила о том, что запрет будет преобразован в постоянный закон. США и Аргентина пригрозили Судом ВТО. Боливия отказалась под их давлением от закона по ГМО.
— Май 2001 года. Шри-Ланка ввела запрет на импорт двадцати одной категории ГМО-товаров, в том числе трансгенной сои, и ввела обязательную сертификацию продуктов на содержание ГМО. Также Шри-Ланка планировала внести поправки в «Закон о продовольствии». США пригрозили Шри-Ланке, что опротестуют эти законы в ВТО и в случае отказа Шри-Ланке грозят штрафные санкции в 190 миллионов долларов. ВТО предупредила Шри-Ланку, что ее закон будет рассматриваться как «несправедливый барьер в торговле». Несмотря на широкие протесты граждан Шри-Ланки и протесты около 200 общественных организаций, правительство под давлением ВТО отказалось от своих законов по ГМО.
— Снова май 2001 года. Китай ввел маркировку и сертификацию ГМО-импорта. В декабре 2001 Китай вступил в ВТО и через полтора месяца столкнулся с угрозой судебного процесса в ВТО из-за маркировки ГМО. В результате Китай был вынужден открыть свой рынок для ГМ-сои.
— 2002 год. Под угрозой торговых санкций в ВТО за планы ввести маркировку ГМО США заставляют Канаду отказаться от своих намерений.
— В том же году Председатель Министерства по продовольствию Таиланда сообщил об угрозах США ввести торговые санкции, если будет принят закон о маркировке ГМО.
— 2003 год. США, Канада и Аргентина, во всех этих странах американские ГМ-корпорации успешно выращивают ГМО, потребовали от ЕС снять мораторий на допуск новых линий ГМО. Процесс в Суде ВТО длился три года и на основании целого ряда статей «Соглашения по санитарным и фитосанитарным нормам» Суд ВТО принял решение, что ЕС должен отменить мораторий на ввоз ГМО. Особенно интересен тот факт, что слушания по процессу были тайными, а Суд ВТО вменил ЕС среди прочего в вину предоставление общественности доступа к внутренним тайным докладам Суда ВТО. Мораторий ЕС был истолкован, кроме прочего, как ненужная задержка получения лицензии на импорт.
— 2006 год. Суд ВТО признал незаконным мораторий ЕС на ввоз новых сортов ГМО.
— 2012 год. Какие-то яйцеголовые из Франции провели исследования и доказали чуть ли не смертельную опасность ГМО. Но не тут-то было, биотехнологические гиганты немедленно начали целую «ответную войну», нажимая на юридические рычаги всех подконтрольных им мировых организаций. Контрисследования, оплаченные транснациональными компаниями в поддержку ГМО, с тех пор растут, как грибы после дождя, наперебой возвещая о безвредности и даже великой пользе трансгенных продуктов.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» #2 написал: razdobar (4 марта 2013 15:21) Статус: |
даже и говорить не хочется. Рвались в ВТО эта либеральная гнусь. Уже одно то, что Чубайс добивался вступления России в эту организацию, должно было служить сигналом, что оттуда надо бежать.
» #1 написал: olgiz (4 марта 2013 12:30) Статус: |
Ну так с пеной же у рта отстаивали необходимость вступления России в ВТО. Почему нужно обязательно "вступить" в определенную "субстанцию", чтобы убедиться, что это именно та самая "субстанция"? Чего-то иного ожидали?
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 2713
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 1425
Рейтинг поста: