Политика
Спасти рядового Мэннинга
01 марта 16:32
АЛЕКСАНДР БЕЛОВ
В США появился узник совести.
|
|
Имеет ли право на свободу совести и на гражданскую позицию военнослужащий? Ответ на вопрос определяется характером армии и государства, создавшего её. Например, в истории существовали режимы, лидеры которых объявляли совесть «химерой». А в таких условиях – какая уж там мораль.
Однако мрачная страница истории перевёрнута. Ныне всякая страна претендует быть демократией. Тон, разумеется, задают США как главные экспортёры демократии современности. Экспортируют, они её, как известно, по-разному. При этом, как и во всяком деле, точнее, бизнесе, надо выявить «рынки сбыта». Не случайно по заказу госдепа в разных странах производятся замеры и сбор пожеланий от «оппозиционных групп». И уж тогда в добровольно-принудительном порядке производится адресная отгрузка новой партии «прав и свобод».
Это глобальный геополитический бизнес, где на кону жизнь многих государств и целых мировых регионов. При президенте Буше-младшем штаты начали радикальную либерализацию Большого Ближнего Востока. По идее, их солдаты, пришедшие в Ирак или Афганистан, и должны были стать передовыми носителями свободы.
Рядовой американской армии Брэдли Мэннинг искренне воспринял эту идею. Но вот парадокс, за приверженность демократическим ценностям ныне у себя на родине он под судом.
Что же такого натворил Мэннинг, служивший аналитиком во время войны в Ираке? В связи со спецификой службы ему приходилось знакомиться с многими документальными свидетельствами об армии США, несущей освободительную миссию. В них говорилось не о гуманизме и борьбе с тоталитарными проявлениями, а, увы, о явно противоположном.
Брэд посчитал, что американская общественность должна знать о неподобающих поступках американских военных и предлагал ряд материалов Washington Post и The New York Times. Но журналисты этих самых свободных в мире изданий ими не заинтересовались.
И тогда парень решился на сотрудничество со знаменитым порталом Wikileaks Джулиана Ассанжа. Благодаря этому, зрители по всему миру смогли, в частности, увидеть незабываемый хладнокровный расстрел группы обычных мирных жителей с боевых американских вертолётов. То была видеофиксация багдадского «подвига» экипажей двух Apache в 2007 году. Кстати, в ходе инцидента погибли двое сотрудников Reuters: 22-летний фотограф Намир Ноор-Эльдин и его ассистент Саид Шмах.
В ходе идущих предварительных слушаний в военном суде солдат объяснил свою позицию: «Я считаю, что если бы широкая публика получила доступ к информации, это дало бы начало общественной дискуссии о роли военной и внешней политики в целом»
Мэннинг признал вину лишь по десяти эпизодам из вменяемых ему двадцати двух. Заметим, рядовой отверг свою причастность к «пособничеству врагу». И дело не только в том, что по этой статье солдату грозит пожизненное тюремное заключение.
Суть в том, что Брэдли Мэннинг – патриот своей страны, верящий в декларируемые её политиками идеалы. И репутация преданного стране солдата для него столь же важна, как и приверженность ценностям, ради которых он подверг себя огромному риску.
По существу, воин не «раскаивается в содеянном». Скорее, он теперь сожалеет, что правота его выбора вошла в противоречие с существующими в его государстве реалиями.
Мэннинг заявил: «Я чувствовал, что я сделал что-то, что позволит мне иметь чистую совесть. Это был тот тип информации, которая должна была стать публичной». В нынешнем двусмысленном и продажном мире такое заявление – на вес золота.
Перед нами не кто иной, как узник совести. Причём не из тех, кто за гранты, за гражданство чужого государства, на зарубежные деньги ведёт деятельность, вредящую собственной стране. Не тяготится никаким «пособничеством».
Если суд признает Брэдли Мэннинга виновным лишь по не оспариваемым им самим обвинениям, приговор составит 16 лет заключения. Высокая цена за приверженность правде и свободе распространения информации, не правда ли? Стоит вспомнить Джулиана Ассанжа, до сих пор укрывающегося от длани американского правосудия в посольстве Эквадора в Лондоне.
Конечно, то, как поступать со своими военнослужащими – суверенное право всякого государства. Однако можно ли после этого представителям госдепа и другим официальным лицам США претендовать на арбитраж в вопросах демократии и свободы совести?
И сколь же фальшиво выглядят те в России, кто упорно считает этот арбитраж наивысшим. Источник: Файл-РФ.
Рейтинг публикации:
|