Виктор Медведчук личность очень загадочная. Его называли самым толковым менеджером Леонида Кучмы, человеком, который одно время полностью контролировал украинскую политику. И вот, после паузы длинною в несколько лет, Виктор Владимирович снова появился на политическом горизонте. И сделал это нестандартно и небанально для украинской политики. Он не стал возглавлять очередной партийный проект, а возглавил общественное движение. Я давно искал возможности задать ему вопросы, чтоб понять, прежде всего, какова его цель и чего он добивается. И вот такая возможность представилась. Мне кажется, что я понял. И не только «куда», но и главное «как». А значит, цель моя достигнута. Надеюсь, что после этого интервью, многое станет понятно не только мне, но и всем остальным прочитавшим…
– Виктор Владимирович, предлагаю начать с главного, и как говорится, «в лоб». Ваш «Украинский выбор» многие называют проектом Кремля…
– Почему Кремля? Это наш проект, и мой в том числе. В том смысле, что я инициировал его создание, предложил идею, помогаю в продвижении. Мы определили актуальные на наш взгляд темы – а дальше уже дело самоорганизации. Пока все идет неплохо. Вокруг Движения сформировался достаточно сильный экспертный пул, наши активисты работают во всех регионах Украины. Уверенно растет число сторонников. Проводим круглые столы, публичные дискуссии, уличные акции… Практически ежедневно проходят мероприятия «Украинского выбора». Мы формируем повестку актуальных вызовов, которые стоят перед обществом, создаем новую стратегию развития Украины.
– И влияете Вы в том направлении, чтобы Украина присоединилась к Таможенному союзу России, Белоруссии и Казахстана?
– Это только одно из направлений нашей деятельности. И если Вы интересуетесь идеологией движения, то должны знать, что это не единственный пункт нашей программы. Кстати, почему только России, Белоруссии и Казахстана? Если все пойдет по пессимистическому сценарию, то пока Украина созреет для полноценной интеграции, в Таможенном союзе будет уже не три государства, а больше. И скоро это будет уже не просто Таможенный союз, а Евразийский экономический союз.
– А в чем пессимизм-то?
– Уходит самое дорогое - время. Мы уже сейчас сильно отстаем от стран Таможенного союза. Экономика Украины деградирует, в то время как экономика наших соседей растет. Слишком долгое промедление ведет к тому, что Украина рискует оказаться в «серой зоне» между двумя мощными интеграционными объединениями без шансов равноправного сотрудничества ни с первым, ни со вторым. К сожалению, это реальная угроза. И "Украинский выбор" делает все, чтобы она не реализовалась.
– Но почему Вас не устраивает политика многовекторности? Вы – лично! – участвовали в ее формировании при Кучме. Точно такую же стратегию и тактику пытается проводить сегодняшняя власть…
– Вы употребили очень точное слово «пытается». Многовекторность была единственно возможной политикой, которую могла проводить украинская власть лет десять-пятнадцать назад. Но сейчас ситуация серьезно изменилась. На территории бывшего Советского Союза начался процесс экономической интеграции, восстановления хозяйственных связей. И мы, кстати, стояли у истоков этой идеи в начале 2000-х. Сегодня эта интеграция уже стала фактом, просто пока что без Украины. Побольше интересуйтесь тем, что реально происходит к востоку и северу от границ Украины. Меняется политика, строится новая экономика. У них годовой прирост ВВП в 4% расценивают как ЧП, как вызов. Принимаются меры, чтобы остановить не падение экономики, а не допустить падения темпов роста. Мы же «спокойно» входим в рецессию – т.е., если называть вещи своими именами, падаем в пропасть. Украина даже не достигла уровня докризисного 2008 года. Не говоря уже про 1990-й. Это о чем-то говорит.
– Вы можете ответить на вопрос – зачем это Вам? Только без пафосных фраз о том, что все мысли только о народном благе.
– Но это же очевидно (смеется). Я хочу внести посильный вклад в развитие своей страны. Вы, конечно, знаете, что на вершине потребностей любого человека находится потребность в самореализации. Художник не может не рисовать, писатель не может не творить. Я политик – и не могу не попытаться изменить курс развития страны, если вижу, что он ошибочный. А он сегодня ошибочный. Недавно министр иностранных дел Швеции очень точно сказал, что Украина двигается ни на Запад, ни на Восток – она двигается вниз. Я же хочу, чтобы Украина двигалась вверх. И – раз Вы уже требуете предельной откровенности – хочу в этом участвовать.
– Быть бизнесменом, богатым человеком Вам недостаточно?
– Недостаточно. И, по-моему, на этот вопрос я уже ответил.
– Хорошо… Давайте тогда поговорим о проектах политической реформы и Ваших предложениях по закону о всеукраинском референдуме.
– Наконец-то подошли к главному. А то я уже думал, что Вы задались целью вывести меня «на чистую воду» по поводу отношения к Таможенному Союзу, и больше ничем не интересуетесь. Собственно говоря, политическая реформа, закон о референдумах и трансформация государственного устройства – это наши стратегические цели. Вот, Вы, например, можете выделить, где происходит системный сбой в политическом устройстве нашей страны?
– Где? Полагаю, что на самом верху.
– Верно, на самом верху. Но почему это происходит? Потому что у нас выстроена совершенно несбалансированная архитектура власти. Все ключевые решения принимаются в одном кабинете. Парламента у нас нет – это лишь клуб политического пиара, фактически имеющий очень урезанные полномочия. Прямое дополнение к программе Шустер-live. Самостоятельности у Правительства нет – оно полностью подконтрольно президенту. Независимой судебной системы нет. А народа в этой схеме и не было – он у нас безмолвствующее большинство, выражающее недовольство в интернете и на кухнях, да раз в пять лет он имеет право прийти на избирательный участок. Мы акцентируем сейчас внимание, в первую очередь, на роли народа и значении всенародных референдумов, потому что именно прямое участие народа в политическом процессе есть ключ ко всему. Заручившись поддержкой народа, мы сможем все. И поменять политическое устройство, и реализовать принцип разделения властей, и контролировать текущую деятельность «слуг народа», и успешно бороться с коррупцией.
– Правильно ли я понимаю, что Вы хотите уменьшить роль президента и, соответственно, увеличить значение правительства, парламента, суда, в самом широком смысле этого слова, и народа?
– Правильно. Президент – это не царь. Мы должны это помнить, если хотим видеть у себя политическую систему, подобную той, что работает во многих европейских странах. Можно и нужно выстроить такую модель, где роль президента будет только частью власти, а не вся власть. При этом политическая ответственность власти наоборот вырастет - потому, что власть будет опираться исключительно на поддержку своих избирателей, на их доверие. И у нее просто не будет возможности не считаться с мнением народа. Возвращение к парламентско-президентской системе власти - это вполне достойная цель для общественного движения, которое стремиться сделать страну по-настоящему демократичной. Увы, наших политиков интересует только власть, поэтому о демократии в Украине должно позаботиться общество. И "Украинский выбор" ставит своей целью обеспечить общество реальным механизмом реализации своего законного права на власть.
– Я в конце интервью хотел спросить, собираетесь ли Вы баллотироваться на пост президента в 2015 году. Но в свете того, что Вы только что мне сказали, наверное, не буду.
– И не надо... Источник: Украинский выбор.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 892
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 10006
комментария 10542
Рейтинг поста:
часть 2 : http://from-ua.com/voice/5246e09d6a964.html