Наблюдая за манёврами Вашингтона вокруг Центра транзитных перевозок (ЦТП) в киргизском аэропорту Манас, не перестаёшь изумляться настырности американцев. Казалось бы – ещё в январе с.г. президент Алмазбек Атамбаев доходчиво объяснил посетившему Бишкек замгоссекретаря США по Центральной Азии Р.Блейку, что по истечении в июле 2014 года срока действия соглашения о дислокации американских военных, в этом аэропорту «не должно быть военной составляющей». Однако вот уже месяц американские гастролёры различного уровня исполняют в столице Киргизии песню о «чрезвычайной выгодности» нахождения ЦТП на территории страны и «неизбежных печальных последствиях её ликвидации»…
Около трёх лет назад, при крушении режима Бакиева, я писал о том, что существует непосредственная связь между деятельностью коалиционных сил в Афганистане, угрозами дестабилизации обстановки в Киргизии и активностью международной наркомафии в регионе. Уже тогда было понятно, что американские правительственные и неправительственные институты исполняют политический заказ наднациональных кланов по обеспечению бесперебойного функционирования сети поставок афганского героина на международный рынок наркотиков. Аэропорт Манас играет в этой сети едва ли не ключевую роль. Известно, что ни на военной базе США в кабульском аэропорту Баграм, ни в Манасе не существует какой-либо системы паспортного и таможенного контроля, не говоря уже о декларировании перемещаемых бортами ВВС США грузов. Американские военные базы уже давно представляют собою абсолютно непрозрачную сеть, созданную в том числе для реализации контрабандных поставок оружия, наркотиков и взрывчатых веществ в горячие точки по всему миру. А потому очевидно, что бенефициары наркоторговли попытаются сделать всё, чтобы вывод основного контингента НАТО из Афганистана в 2014 году не поставил под угрозу функционирование этой преступной схемы.
Эмиссары из США на переговорах с киргизским руководством подчёркивают, что вопрос о ЦТП является центральным в повестке киргизско-американских отношений и от его разрешения зависит их будущее. При этом на словах Вашингтон демонстрирует трогательную заботу об экономическом развитии Киргизии.
Американская аргументация о неких «колоссальных потерях» для республиканского бюджета от разрыва экономических связей с США в случае ликвидации ЦТП выглядит по меньшей мере несерьёзно. Объём киргизско-американской торговли составляет не более 250 млн. долларов в год (около 3% всего внешнеторгового оборота республики). Каких-либо значимых экономических проектов с участием американского капитала в Киргизии не имеется (не считать же таковым консалтинг безвестной американской фирмы о схеме приватизации всего аэропортового хозяйства Манаса).
На этом фоне динамика российско-киргизского экономического сотрудничества выглядит особенно контрастно. На этой неделе президент Атамбаев подписал ратифицированные ранее соглашения между Россией и Киргизией о строительстве и эксплуатации Верхне-Нарынского каскада и Камбар-Атинской ГЭС, в пакете с которыми предусмотрен российский кредит в размере около 4 миллиардов долларов. Ранее Москвой было принято решение о списании полумиллиардной задолженности Киргизии. Одним из основных источников благосостояния киргизских семей являются 700 тысяч работающих в России граждан этой страны, которые перечисляют на родину до 1 миллиарда долларов в год.
В связи с абсолютной бесперспективностью давления на киргизское руководство на экономическом треке, с начала года США начали прибегать к информационному воздействию. С завидной регулярностью в киргизской прессе и на различных специализированных площадках стали появляться статьи о том, что после вывода оккупационных сил из Афганистана Среднюю Азию ожидает всплеск насилия и другие неисчислимые бедствия. Конечно, налаженные механизмы контртеррористического взаимодействия в рамках ШОС и ОДКБ, заинтересованность всех участников этих многосторонних структур в стабильности региона обеспечат своевременную нейтрализацию потенциальных угроз. При этом Бишкеку не следует ослаблять бдительность, в том числе учитывая активную работу американцев среди узбекского меньшинства в Киргизии.
Авторитет президента А.Атамбаева в стране весьма высок. Подавляющее большинство сограждан согласны с его решением о выводе ЦТП с территории республики. Безусловной поддержкой пользуется и курс главы государства на интеграцию Киргизии в Таможенный союз и Евразийское экономическое пространство. Бишкеком подписаны документы о коллективной обороне в рамках ОДКБ и размещении в республике после 2017 года «Объединённой российской военной базы».
В этих условиях американцы, похоже, включают испытанный механизм решения проблем. Заметна активизация подконтрольной США «Ассоциации за демократию и гражданское общество», которая объединяет до 70% всех неправительственных организаций Киргизии. Особое внимание уделяется НПО «Республика» О.Бабанова, набирающей влияние среди получившей заграничное образование киргизской молодёжи. НаготовеUSAID, Peace Corps, Mercy Corp. International, Open Society Foundations (фонд Сороса), Eurasia Foundation, Save the Children Federation Inc. и другие испытанные бойцы.
Уверен, что президент А.Атамбаев уже сделал свой исторический выбор, дающий Киргизии шанс занять достойное место на политической карте Евразии.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста: